Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»




ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ

Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской СОШ

протокол от 28 августа 2013 г. ________Н.М. Томилова

28 августа 2013 г.




Рабочая программа

среднего общего образования

по русскому языку
















Составитель:

Рыбина Анастасия Петровна,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории






с. Верх-Ича

2013 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для третьей ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).

В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 10-11 классов. Изучение русского языка в данных классах осуществляется за счёт часов федерального компонента учебного плана школы. На изучение данного курса отведено 70 учебных часов:

10 класс – 36 часов (1 час в неделю);

11 класс – 34 часа (1 час в неделю);


Количество часов, отведённых на контрольные работы


Класс

Количество работ

за год

10

2

11

2


Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.

Для достижения поставленных целей и задач используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки и коррекции знаний (контрольная, самостоятельная, тестовая работы, диктант). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются такие принципы, как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и внеурочной деятельности используются метод проектов и научно-исследовательский подход.


Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.


Критерии оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка диктантов

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценки «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая ошибка и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок


Для реализации программы используется учебник, включённый в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от 19 декабря 2012 г. № 1067):


Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012.


Итог реализации программы в 10 классе осуществляется в форме промежуточной аттестации, в 11 классе - в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Промежуточная аттестация обучающихся 10 класса проводится в форме контрольной работы или тестирования.


В результате изучения программы обучающийся должен:

знать /понимать

уметь

аудирование и чтение

говорение и письмо

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:









СОДЕРЖАНИЕ


10-11 КЛАССЫ

содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Перевод с родного языка на русский.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.


содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.*

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом со­ответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.



содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета.






Распределение содержания учебного курса «Русский язык» на 3 ступени образования по классам обучения (10-11 классы)


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Общие сведения о языке

2ч.

1ч.

2

Культура речи. Понятие о системе языка

18ч.


3

Культура речи. Речевое общение

8ч.


4

Функциональные разновидности языка

8ч.


5

Функциональные стили речи


5ч.

6

Официально-деловой стиль


15ч.

7

Повторение изученного


2ч.

8

Орфография


11ч.


Всего:

36ч.

34ч.



































Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 10 классе


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Общие сведения о языке

2ч.

1/1

Русский язык в современном мире

1ч.

2/2

Формы существования русского национального языка

1ч.


Культура речи. Понятие о системе языка

18ч.

3/1

Понятие о системе языка

1ч.

4/2

Текст и его место в системе языка и речи

1ч.

5/3

Культура речи. Понятие о коммуникативности речи

1ч.

6/4

Языковая норма и её основные особенности

1ч.

7/5

Орфоэпические (произносительные) нормы

1ч.

8/6

Акцентологические нормы

1ч.

9/7

Лексические нормы

1ч.

10/8

Употребление паронимов

1ч.

11/9

Орфографические нормы. Основные принципы написания

1ч.

12/10

Правописание морфем различных частей речи

1ч.

13/11

Слитные, дефисные и раздельные написания слов

1ч.

14/12

Закрепление по теме «Слитные, дефисные и раздельные написания слов»

1ч.

15/13

Грамматические нормы

1ч.

16/14

Правильное построение предложений

1ч.

17/15

Нормативные словари современного русского языка

1ч.

18/16

Пунктуационные нормы

1ч.

19/17

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1ч.

20/18

Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация»

1ч.


Культура речи. Речевое общение

8ч.

21/1

Речевое общение

1ч.

22/2

Виды и формы общения

1ч.

23/3

Речевая ситуация и её компоненты

1ч.

24/4

Формы речи. Основные особенности устной и письменной речи

1ч.

25/5

Виды речи: монолог и диалог

1ч.

26/6

Текст (высказывание) как единица общения

1ч.

27/7

Структурные элементы текста

1ч.

28/8

Языковые способы и средства организации текста

1ч.


Функциональные разновидности языка

8ч.

29/1

Разговорная речь, сфера её использования, назначение

1ч.

30/2

Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения

1ч.

31/3

Совершенствование культуры разговорной речи

1ч.

32/4

Речевая деятельность героев литературных произведений

1ч.

33/5

Культура письменной и устной речи

1ч.

34/6

Обобщение и систематизация изученного по теме «Функциональные разновидности языка»

1ч.

35/7

Контрольная работа по теме «Лингвистический анализ текста»

1ч.

36/8

Анализ контрольной работы. Повторение правил пунктуации

1ч.









Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 11 классе


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Общие сведения о языке

1ч.

1/1

Литературный язык и язык художественной литературы

1ч.


Функциональные стили речи

5ч.

2/1

Научный стиль

1ч.

3/2

Основные признаки научного стиля

1ч.

4/3

Разновидности научного стиля

1ч.

5/4

Основные жанры научного стиля

1ч.

6/5

Совершенствование культуры учебно-научного общения

1ч.


Официально-деловой стиль

15ч.

7/1

Официально-деловой стиль

1ч.

8/2

Основные жанры официально-делового стиля

1ч.

9/3

Совершенствование культуры официально-делового общения

1ч.

10/4

Публицистический стиль

1ч.

11/5

Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк

1ч.

12/6

Портретный очерк

1ч.

13/7

Проблемный очерк

1ч.

14/8

Публичное выступление

1ч.

15/9

Овладение культурой публичной речи

1ч.

16/10

Контрольная работа по теме «Комплексный анализ текста»

1ч.

17/11

Анализ контрольной работы. Повторение официально-делового стиля

1ч.

18/12

Язык художественной литературы

1ч.

19/13

Основные признаки художественной литературы

1ч.

20/14

Использование тропов в художественной речи

1ч.

21/15

Использование разных стилей в художественных произведениях

1ч.


Повторение изученного

2ч.

22/1

Культура письменного общения

1ч.

23/2

Тексты разных типов, стилей и жанров

1ч.


Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания

11ч.

24/1

Правописание корней, приставок, окончаний

1ч.

25/2

Правописание суффиксов различных частей речи

1ч.

26/3

Слитное, дефисное и раздельное написание слов и их частей

1ч.

27/4

Принципы русской пунктуации

1ч.

28/5

Знаки препинания и их функции

1ч.

29/6

Орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова

1ч.

30/7

Лексическое значение слова. Лексическая норма

1ч.

31/8

Морфологический анализ слов. Морфологические нормы

1ч.

32/9

Синтаксические нормы

1ч.

33/10

Контрольная работа по теме «Интерпретация текста»

1ч.

34/11

Анализ контрольной работы. Повторение стилей речи

1ч.










Литература


1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб для общеобразоват. учрежд. филологического профиля / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2004.


2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.


3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.


4. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: «ВАКО», 2003.


5. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2006.


6. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 1990.


7. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова) / сост. Г.М. Вялкова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2010.


8. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012.


9. Русский язык. Справочник / Cост. О.В. Галаева; под ред. В.В. Славкина. – М.: Филологич. общество «Слово», Компания «Ключ – С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.


10. Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» / авт.-сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2007.