Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ
Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской СОШ
протокол от 28 августа 2013 г. ________Н.М. Томилова
28 августа 2013 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по русскому языку
Составитель:
Рыбина Анастасия Петровна,
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
с. Верх-Ича
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для второй ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 5-9 классов. Изучение русского языка в данных классах осуществляется за счёт часов федерального компонента учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:
5 класс – 210 часов (6 часов в неделю);
6 класс – 210 часов (6 часов в неделю);
7 класс – 140 часов (4 часа в неделю);
8 класс – 108 часов (3 часа в неделю);
9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Количество часов, отведённых на контрольные работы и на развитие речи
Класс |
Количество часов контрольных работ за год |
Количество часов по развитию речи |
5 |
12 |
37 |
6 |
11 |
34 |
7 |
7 |
26 |
8 |
7 |
20 |
9 |
4 |
15 |
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.
В рабочую программу внесено изменение в распределение учебных часов. В связи с введением нового базисного учебного плана и перераспределением часов между 6 и 7 классами темы «Наречие» и «Категория состояния» перенесены в 6 класс.
В связи с тем, что в 8 классе произошло увеличение учебных недель, в календарно-тематическое планирование было добавлено 6 часов на изучение тем: «Словосочетание» - 1ч., «Второстепенные члены предложения» - 2ч., «Односоставные предложения» - 1ч., «Обособленные члены предложения» - 1ч., «Вводные конструкции» - 1ч.
Для достижения поставленных целей и задач используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки и коррекции знаний (контрольная, самостоятельная, тестовая работы, диктант). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются такие принципы, как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и внеурочной деятельности используются метод проектов и научно-исследовательский подход.
Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценки «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Оценка |
Основные критерии оценки |
|
Содержание и речь |
Грамотность |
|
«5» |
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта |
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая ошибка и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок |
«2» |
1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов |
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» |
В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов |
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
Для реализации программы используются учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от 19 декабря 2012 г. № 1067):
1. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
4. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
5. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Итог реализации программы в 5-8 классах осуществляется в форме промежуточной аттестации, в 9 классе - в новой форме (в форме ГИА). Промежуточная аттестация обучающихся 5-8 классов проводится в форме контрольных работ или тестирования.
В результате изучения программы обучающийся должен:
знать /понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Распределение содержания учебного курса «Русский язык» на 2 ступени образования по классам обучения (5-9 классы)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||
1 |
Общие сведения о языке |
4ч. |
2ч. |
2ч. |
2ч. |
3ч. |
2 |
Повторение изученного |
30ч. |
11ч. |
14ч. |
7ч. |
5ч. |
3 |
Синтаксис. Пунктуация |
36ч. |
|
|
4ч. |
|
4 |
Фонетика. Орфоэпия |
20ч. |
|
|
|
|
5 |
Лексикология. Фразеология |
14ч. |
13ч. |
|
|
|
6 |
Морфемика |
30ч. |
|
|
|
|
7 |
Словообразование |
|
27ч. |
|
|
|
8 |
Морфология |
68ч. |
142ч. |
48ч. |
|
|
|
Морфология |
2ч. |
|
|
|
|
|
Имя существительное |
25ч. |
22ч. |
|
|
|
|
Имя прилагательное |
15ч. |
22ч. |
|
|
|
|
Имя числительное |
|
19ч. |
|
|
|
|
Местоимение |
|
24ч. |
|
|
|
|
Глагол |
26ч. |
25ч. |
|
|
|
|
Наречие |
|
30ч. |
|
|
|
|
Причастие |
|
|
34ч. |
|
|
|
Деепричастие |
|
|
14ч. |
|
|
9 |
Служебные части речи |
|
|
56ч. |
|
|
|
Служебные части речи |
|
|
1ч. |
|
|
|
Предлог |
|
|
15ч. |
|
|
|
Союз |
|
|
16ч. |
|
|
|
Частица |
|
|
24ч. |
|
|
10 |
Междометие. Звукоподражательные слова |
|
|
6ч. |
|
|
11 |
Словосочетание |
|
|
|
5ч. |
|
12 |
Простое предложение |
|
|
|
3ч. |
|
13 |
Двусоставные предложения |
|
|
|
7ч. |
|
14 |
Второстепенные члены предложения |
|
|
|
10ч. |
|
15 |
Односоставные предложения |
|
|
|
14ч. |
|
16 |
Простое осложнённое предложение |
|
|
|
1ч. |
|
17 |
Однородные члены предложения. |
|
|
|
14ч. |
|
18 |
Обособленные члены предложения |
|
|
|
17ч. |
|
19 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
|
|
|
11ч. |
|
20 |
Синтаксические конструкции с чужой речью |
|
|
|
6ч. |
|
21 |
Сложное предложение |
|
|
|
|
53ч. |
22 |
Систематизация и обобщение изученного |
8ч. |
15ч. |
14ч. |
7ч. |
7ч. |
|
Всего: |
210ч. |
210ч. |
140ч. |
108ч. |
68ч. |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 5 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
|
Общие сведения о языке (4ч.) |
1/1 |
Наука о русском языке |
2/2 |
Язык и общение |
3/3 |
Язык и его единицы |
4/4 |
Р/р Стили речи |
|
Повторение изученного в начальных классах (30ч.) |
5/1 |
Звуки и буквы |
6/2 |
Орфограмма |
7/3 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
8/4 |
Безударные непроверяемые гласные в корне слова |
9/5 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
10/6 |
Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных |
11/7 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
12/8 |
Буквы и, у, а после шипящих |
13/9 |
Разделительные Ъ и Ь |
14/10 |
Отличие предлога от приставки |
15/11 |
Проверочный диктант по теме «Правописание корней» |
16/12 |
Р/р Текст |
17/13 |
Р/р Обучающее изложение (на основе упр. 66) |
18/14 |
Части речи |
19/15 |
Наречие |
20/16 |
Глагол |
21/17 |
-Тся и -ться в глаголах |
22/18 |
Р/р Тема текста |
23/19 |
Личные окончания глаголов |
24/20 |
Не с глаголами |
25/21 |
Имя существительное |
26/22 |
Буквы е – и в окончаниях существительных |
27/23 |
Ь после шипящих на конце существительных |
28/24 |
Имя прилагательное |
29/25 |
Р/р Устное описание картины |
30/26 |
Р/р Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» |
31/27 |
Местоимение |
32/28 |
Р/р Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости» (по упр. 114) |
33/29 |
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1 – 4 классах» |
34/30 |
Анализ контрольной работы. Повторение частей речи |
|
Синтаксис. Пунктуация (36ч.) |
35/1 |
Синтаксис как раздел грамматики |
36/2 |
Словосочетание |
37/3 |
Способы выражения грамматической связи в словосочетании |
38/4 |
Виды словосочетаний |
39/5 |
Разбор словосочетания |
40/6 |
Предложение |
41/7 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
42/8 |
Р/р Сжатое изложение «Старый пень» (по упр. 137) |
43/9 |
Виды предложений по цели высказывания |
44/10 |
Виды предложений по эмоциональной окраске |
45/11 |
Члены предложения. Сказуемое |
46/12 |
Подлежащее |
47/13 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
48/14 |
Распространенные и нераспространенные предложения |
49/15 |
Дополнение |
50/16 |
Определение |
51/17 |
Обстоятельство |
52/18 |
Главные и второстепенные члены предложения |
53/19 |
Однородные члены предложения |
54/20 |
Знаки препинания при однородных членах |
55/21 |
Обобщающие слова при однородных членах |
56/22 |
Обращение |
57/23 |
Р/р Письмо |
58/24 |
Синтаксический разбор предложения |
59/25 |
Р/р Функционально-смысловые типы речи |
60/26 |
Р/р Типы речи: повествование, описание, рассуждение |
61/27 |
Предложения с вводными словами |
62/28 |
Простые и сложные предложения |
63/29 |
Синтаксический разбор сложного предложения. Пунктуационный разбор простого предложения |
64/30 |
Прямая речь |
65/31 |
Прямая и косвенная речь |
66/32 |
Диалог |
67/33 |
Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» |
68/34 |
Контрольный тест по разделу «Синтаксис и пунктуация» |
69/35 |
Анализ контрольного теста. Повторение правил пунктуации |
70/36 |
Р/р Выборочное изложение (упр. 254) |
|
Фонетика. Орфоэпия (20ч.) |
71/1 |
Фонетика – наука о звуках |
72/2 |
Гласные звуки |
73/3 |
Согласные звуки. |
74/4 |
Изменение звуков в потоке речи |
75/5 |
Согласные твёрдые и мягкие |
76/6 |
Р/р Повествование |
77/7 |
Согласные звонкие и глухие |
78/8 |
Графика. Алфавит |
79/9 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
80/10 |
Р/р Сочинение-описание предмета (по упр. 295) |
81/11 |
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь |
82/12 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
83/13 |
Закрепление по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» |
84/14 |
Орфоэпия |
85/15 |
Фонетический разбор слова |
86/16 |
Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
87/17 |
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
88/18 |
Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Фонетика» |
89/19 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
90/20 |
Р/р Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» |
|
Лексикология (14ч.) |
91/1 |
Слово и его лексическое значение |
92/2 |
Словари |
93/3 |
Однозначные и многозначные слова |
94/4 |
Прямое и переносное значение слов |
95/5 |
Омонимы |
96/6 |
Синонимы |
97/7 |
Закрепление по теме «Синонимы» |
98/8 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
99/9 |
Р/р Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
100/10 |
Антонимы |
101/11 |
Контрольная работа по разделу «Лексикология» |
102/12 |
Анализ контрольной работы. Лексическое значение слова |
103/13 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
104/14 |
Р/р Изложение «Первый снег» (по упр. 367) |
|
Морфемика. Орфография (30ч.) |
105/1 |
Морфемика как раздел лингвистики |
106/2 |
Изменение и образование слов |
107/3 |
Окончание и основа слова |
108/4 |
Корень слова |
109/5 |
Р/р Сочинение-рассуждение. Рассуждение в повествовании |
110/6 |
Суффикс |
111/7 |
Закрепление по теме «Суффикс» |
112/8 |
Приставка |
113/9 |
Морфемные словари русского языка |
114/10 |
Р/р Подготовка к написанию выборочного изложения |
115/11 |
Р/р Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика «Последний лист орешника» (по упр. 406, 407) |
116/12 |
Чередование гласных и согласных звуков в морфемах |
117/13 |
Беглые гласные |
118/14 |
Варианты морфем |
119/15 |
Морфемный разбор |
120/16 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
121/17 |
Буквы з - с на конце приставок |
122/18 |
Закрепление по теме «Буквы з - с на конце приставок» |
123/19 |
Буквы о – а в корнях лаг - лож |
124/20 |
Буквы о – а в корнях раст – ращ - рос |
125/21 |
Буквы ё - о после шипящих в корне |
126/22 |
Буквы ы - и после ц |
127/23 |
Повторение правописания гласных о-а, ё-о, ы-и в корнях |
128/24 |
Обобщение по теме «Правописание гласных в корнях слов» |
129/25 |
Р/р Описание «поэтических предметов» |
130/26 |
Р/р Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
131/27 |
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» |
132/28 |
Контрольная работа по теме «Морфемика и орфография» |
133/29 |
Анализ контрольной работы. Морфемный разбор слов |
134/30 |
Р/р Основные способы и средства связи предложений в тексте |
|
Морфология (68ч.) |
135/1 |
Морфология как раздел грамматики |
136/2 |
Самостоятельные и служебные части речи |
|
Имя существительное (25ч.) |
137/1 |
Имя существительное как часть речи |
138/2 |
Р/р Способы развития основной мысли |
139/3 |
Р/р Доказательства в рассуждении |
140/4 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
141/5 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
142/6 |
Морфологический разбор имён существительных |
143/7 |
Р/р Сжатое изложение (упр. 496) |
144/8 |
Род имён существительных |
145/9 |
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа |
146/10 |
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа |
147/11 |
Три склонения имён существительных |
148/12 |
Падеж имён существительных |
149/13 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных |
150/14 |
Существительные на –ия, -ие, -ий |
151/15 |
Закрепление по теме «Правописание существительных на –ия, -ие, -ий» |
152/16 |
Р/р Подробное изложение с элементами описания (по упр. 546) |
153/17 |
-Е, -И в окончаниях существительных |
154/18 |
Контрольный диктант по теме «Правописание имён существительных» |
155/19 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение правописания существительных |
156/20 |
Множественное число имён существительных |
157/21 |
Правописание о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных |
158/22 |
Закрепление по теме «Правописание о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных» |
159/23 |
Употребление существительных в речи |
160/24 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» |
161/25 |
Контрольная работа по теме «Имя существительное» |
|
Имя прилагательное (15ч.) |
162/1 |
Имя прилагательное как часть речи |
163/2 |
Синтаксическая роль имени прилагательного |
164/3 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
165/4 |
Закрепление по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» |
166/5 |
Буквы о – ё после шипящих в окончаниях прилагательных |
167/6 |
Р/р Описание животного (по материалу упр. 587) |
168/7 |
Р/р Изложение по рассказу А.И. Куприна «Ю-ю» |
169/8 |
Прилагательные полные и краткие |
170/9 |
Краткие прилагательные с основой на шипящую |
171/10 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
172/11 |
Повторение по теме «Правописание прилагательных» |
173/12 |
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» |
174/13 |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
175/14 |
Анализ контрольной работы. Повторение правописания прилагательных |
176/15 |
Р/р Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений |
|
Глагол (26ч.) |
177/1 |
Глагол как часть речи |
178/2 |
Употребление глаголов в речи |
179/3 |
Не с глаголами |
180/4 |
Р/р Рассказ |
181/5 |
Неопределённая форма глагола |
182/6 |
-Тся и -ться в глаголах |
183/7 |
Виды глагола |
184/8 |
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов» |
185/9 |
Видовые пары |
186/10 |
Повторение по теме «Виды глагола» |
187/11 |
Буквы е – и в корнях с чередованием |
188/12 |
Закрепление по теме «Буквы е – и в корнях с чередованием» |
189/13 |
Р/р Невыдуманный рассказ (о себе) |
190/14 |
Время глагола |
191/15 |
Прошедшее время глагола |
192/16 |
Настоящее время глагола |
193/17 |
Будущее время глагола |
194/18 |
Спряжение глаголов |
195/19 |
Как определить спряжение глаголов |
196/20 |
Тренировочные упражнения по определению спряжения глаголов |
197/21 |
Морфологический разбор глагола |
198/22 |
Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа |
199/23 |
Закрепление по теме «Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа» |
200/24 |
Употребление времён |
201/25 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» |
202/26 |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
|
Систематизация и обобщение изученного в 5 классе (8ч.) |
203/1 |
Разделы науки о языке |
204/2 |
Орфограммы в приставке |
205/3 |
Орфограммы в корне слов |
206/4 |
Орфограммы в окончаниях слов |
207/5 |
Употребление букв Ъ и Ь. Ь на конце после шипящих |
208/6 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении |
209/7 |
Итоговая контрольная работа «Комплексный анализ текста» |
210/8 |
Анализ контрольной работы. Повторение правил пунктуации |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 6 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
|
Общие сведения о языке (2ч.) |
1/1 |
Русский язык как развивающееся явление |
2/2 |
Исторические изменения русского языка |
|
Повторение пройденного в 5 класс (11ч.) |
3/1 |
Фонетика |
4/2 |
Орфоэпия |
5/3 |
Морфемика |
6/4 |
Орфограммы в приставках и корнях слов |
7/5 |
Морфология |
8/6 |
Орфография. Орфограммы в окончаниях слов |
9/7 |
Р/р Типы речи. Стили речи |
10/8 |
Р/р Диалог и монолог |
11/9 |
Синтаксис |
12/10 |
Пунктуация |
13/11 |
Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация» |
|
Лексикология и фразеология (13ч.) |
14/1 |
Повторение изученного по лексике в 5 классе |
15/2 |
Р/р Словари |
16/3 |
Р/р Изложение «Собиратель русских слов» (о В.И. Дале) (по упр. 75) |
17/4 |
Профессиональные слова |
18/5 |
Общеупотребительные слова. Диалектизмы |
19/6 |
Жаргонизмы |
20/7 |
Стилистически окрашенные слова |
21/8 |
Устаревшие слова и неологизмы |
22/9 |
Исконно русские и заимствованные слова |
23/10 |
Фразеологизмы |
24/11 |
Р/р Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» |
25/12 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексикология» |
26/13 |
Контрольная работа по теме «Лексикология» |
|
Словообразование (27ч.) |
27/1 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика» |
28/2 |
Типы морфем в русском языке |
29/3 |
Р/р Подробное изложение «Описание каморки Герасима» (по упр. 120) |
30/4 |
Основные способы образования слов в русском языке |
31/5 |
Сложение как способ словообразования |
32/6 |
Образование слов в результате слияния сочетания слов в одно слово |
33/7 |
Этимология слова |
34/8 |
Р/р Систематизация материалов к сочинению. Сложный план |
35/9 |
Р/р Сочинение-описание помещения (по упр. 135, 136) |
36/10 |
Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос- – -кас- |
37/11 |
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- – -гар-, -зор- – -зар- |
38/12 |
Закрепление по теме «Правописание чередующихся гласных» |
39/13 |
Самостоятельная работа по теме «Правописание чередующихся гласных» |
40/14 |
Буквы и и ы после приставок |
41/15 |
Гласные в приставках пре- и при- |
42/16 |
Правильное написание приставок пре- и при- |
43/17 |
Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при- |
44/18 |
Трудные случаи определения значения приставок пре- и при- |
45/19 |
Соединительные гласные о и е в сложных словах |
46/20 |
Сложносокращённые слова |
47/21 |
Р/р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (по упр. 177) |
48/22 |
Морфемный и словообразовательный разборы |
49/23 |
Правописание гласных и согласных в корне слова |
50/24 |
Правописание приставок |
51/25 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Словообразование и орфография» |
52/26 |
Контрольная работа по теме «Словообразование» |
53/27 |
Анализ контрольной работы. Словообразовательный разбор |
|
Морфология (142ч.) |
|
Имя существительное (22ч.) |
54/1 |
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе |
55/2 |
Синтаксическая роль имени существительного |
56/3 |
Р/р Выборочное изложение по тексту А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (по упр. 166) |
57/4 |
Разносклоняемые имена существительные |
58/5 |
Несклоняемые имена существительные |
59/6 |
Род несклоняемых имён существительных |
60/7 |
Имена существительные общего рода |
61/8 |
Морфологический разбор имени существительного |
62/9 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
63/10 |
Р/р Сжатое изложение с элементами сочинения «Дон» (по упр. 234) |
64/11 |
Не с существительными |
65/12 |
Тренировочные упражнения по теме «Не с существительными» |
66/13 |
Буквы ч и щ в суффиксах существительных –чик- и –щик- |
67/14 |
Тренировочные упражнения по теме «Буквы ч и щ в суффиксах –чик- и –щик-» |
68/15 |
Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик- |
69/16 |
Условия выбора гласных в суффиксах существительных –ек- и –ик- |
70/17 |
Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных |
71/18 |
Тренировочные упражнения по теме «Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных» |
72/19 |
Р/р Сочинение-описание пейзажа |
73/20 |
Виды орфограмм, изученные в теме «Имя существительное» |
74/21 |
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» |
75/22 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
Имя прилагательное (22ч.) |
76/1 |
Имя прилагательное. Обобщение и систематизация изученного в 5 классе |
77/2 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения |
78/3 |
Р/р Сочинение-рассуждение на нравственно-этические темы |
79/4 |
Разряды имён прилагательных по значению |
80/5 |
Употребление в речи прилагательных разных разрядов |
81/6 |
Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень |
82/7 |
Значение, образование и изменение имён прилагательных в превосходной степени |
83/8 |
Закрепление по теме «Степени сравнения прилагательных» |
84/9 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
85/10 |
Правописание не с именами прилагательными |
86/11 |
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными |
87/12 |
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
88/13 |
Р/р Сочинение-рассуждение в научном стиле |
89/14 |
Образование прилагательных при помощи суффиксов -н-, -онн-, -енн- |
90/15 |
Образование прилагательных при помощи суффиксов -ин-, -ан-, -ян- |
91/16 |
Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных |
92/17 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов –к- и -ск- |
93/18 |
Образование прилагательных сложением основ |
94/19 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
95/20 |
Правильное написание имён прилагательных и употребление их в речи |
96/21 |
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» |
97/22 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
|
Имя числительное (19ч.) |
98/1 |
Имя числительное как часть речи |
99/2 |
Простые, сложные и составные числительные |
100/3 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
101/4 |
Условия употребления мягкого знака в числительных |
102/5 |
Разряды количественных числительных |
103/6 |
Числительные, обозначающие целые числа |
104/7 |
Дробные числительные |
105/8 |
Собирательные числительные |
106/9 |
Склонение количественных числительных |
107/10 |
Тренировочные упражнения по теме «Склонение количественных числительных» |
108/11 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
109/12 |
Р/р Изложение повествовательного характера (по упр. 366) |
110/13 |
Порядковые числительные |
111/14 |
Склонение порядковых числительных. Правописание и употребление в речи |
112/15 |
Морфологический разбор числительного |
113/16 |
Р/р Составление монологов и диалогов |
114/17 |
Употребление числительных |
115/18 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное» |
116/19 |
Контрольная работа по теме «Имя числительное» |
|
Местоимение (24ч.) |
117/1 |
Местоимение как часть речи |
118/2 |
Разряды местоимений. Личные местоимения |
119/3 |
Правописание личных местоимений с предлогом |
120/4 |
Возвратное местоимение себя |
121/5 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
122/6 |
Р/р Рассказ на тему «Как я однажды помогал маме» (упр. 405) |
123/7 |
Вопросительные местоимения |
124/8 |
Относительные местоимения |
125/9 |
Неопределённые местоимения |
126/10 |
Условия выбора дефисного и раздельного написания в неопределённых местоимениях |
127/11 |
Отрицательные местоимения |
128/12 |
Условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях |
129/13 |
Правописание отрицательных местоимений с предлогами |
130/14 |
Притяжательные местоимения и их склонение |
131/15 |
Различия личных и притяжательных местоимений |
132/16 |
Р/р Сочинение-рассуждение «Кто прав?» (упр. 436) |
133/17 |
Указательные местоимения |
134/18 |
Значение и употребление в речи указательных местоимений |
135/19 |
Определительные местоимения |
136/20 |
Значение и употребление в речи определительных местоимений |
137/21 |
Морфологический разбор местоимения |
138/22 |
Р/р Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» (по упр. 450) |
139/23 |
Систематизация и обобщение изученного о местоимении |
140/24 |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
|
Глагол (25ч.) |
141/1 |
Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе |
142/2 |
Правописание глаголов |
143/3 |
Р/р Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет» (упр. 465) |
144/4 |
Разноспрягаемые глаголы |
145/5 |
Глаголы переходные и непереходные |
146/6 |
Употребление глаголов. Возвратные глаголы |
147/7 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
148/8 |
Р/р Устное изложение на основе текста учебника (по упр. 484, 485) |
149/9 |
Условное наклонение глагола |
150/10 |
Правописание и употребление глаголов условного наклонения |
151/11 |
Повелительное наклонение |
152/12 |
Различение повелительного наклонения и будущего времени |
153/13 |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
154/14 |
Р/р Простой и сложный план |
155/15 |
Употребление глаголов в речи |
156/16 |
Употребление наклонений глаголов. Определение наклонения и вида глаголов |
157/17 |
Безличные глаголы |
158/18 |
Формы употребления безличных глаголов, их значение |
159/19 |
Морфологический разбор глагола |
160/20 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
161/21 |
Тренировочные упражнения «Правописание гласных в суффиксах глаголов» |
162/22 |
Синтаксическая роль глагола в предложении |
163/23 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» |
164/24 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
165/25 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов» |
|
Наречие (30ч.) |
166/1 |
Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи |
167/2 |
Смысловые группы наречий |
168/3 |
Употребление наречий для связи предложений в тексте |
169/4 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
170/5 |
Р/р Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) |
171/6 |
Степени сравнения наречий |
172/7 |
Закрепление по теме «Степени сравнения наречий» |
173/8 |
Морфологический разбор наречия |
174/9 |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е |
175/10 |
Тренировочные упражнения «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е» |
176/11 |
Буквы е-и в приставках не и ни отрицательных наречий |
177/12 |
Правописание приставок в отрицательных наречиях |
178/13 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
179/14 |
Р/р Выборочное изложение-описание внешности и действий человека |
180/15 |
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е |
181/16 |
Буквы о-ё после шипящих на конце наречий |
182/17 |
Буквы о-а на конце наречий с приставками |
183/18 |
Р/р Сочинение-описание книги |
184/19 |
Дефис между частями слова в наречиях |
185/20 |
Закрепление по теме «Дефис между частями слова в наречиях» |
186/21 |
Слитное и раздельное написание наречий |
187/22 |
Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание наречий» |
188/23 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
189/24 |
Закрепление по теме «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» |
190/25 |
Слова категории состояния |
191/26 |
Модальные слова |
192/27 |
Р/р Выборочное изложение-описание состояния человека или природы |
193/28 |
Тренировочные упражнения по теме «Наречие» |
194/29 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие» |
195/30 |
Контрольный диктант по теме «Наречие» |
|
Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса (15ч.) |
196/1 |
Части речи в русском языке |
197/2 |
Словообразование |
198/3 |
Словообразование самостоятельных частей речи |
199/4 |
Употребление знаменательных частей речи |
200/5 |
Особенности употребления изученных частей речи |
201/6 |
Правописание не с различными частями речи |
202/7 |
Н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий на -о |
203/8 |
Правописание сложных слов |
204/9 |
Гласные о, е, ё в разных частях слова после шипящих |
205/10 |
Р/р Текст, его признаки |
206/11 |
Р/р Сочинение на тему «Моя любимая книга» |
207/12 |
Гласные в окончаниях слов |
208/13 |
Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи |
209/14 |
Итоговая контрольная работа «Комплексный анализ текста» |
210/15 |
Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Словообразование» |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 7 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
|
Общие сведения о русском языке (2ч.) |
1/1 |
Русский язык – национальный язык русского народа |
2/2 |
Язык – основное средство общения |
|
Повторение пройденного в 5 и 6 классах (14ч.) |
3/1 |
Синтаксис. Синтаксический разбор |
4/2 |
Пунктуация. Пунктуационный разбор |
5/3 |
Лексикология |
6/4 |
Фразеология |
7/5 |
Фонетика и орфоэпия |
8/6 |
Словообразование |
9/7 |
Морфемика. Правописание морфем |
10/8 |
Морфология. Морфологический разбор слова |
11/9 |
Орфография |
12/10 |
Правописание суффиксов и окончаний |
13/11 |
Правописание корней |
14/12 |
Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация» |
15/13 |
Р/р Текст. Стили литературного языка |
16/14 |
Р/р Публицистический стиль речи |
|
Морфология (48ч.) |
|
Причастие (34ч.) |
17/1 |
Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах |
18/2 |
Причастие как часть речи |
19/3 |
Закрепление по теме «Причастие как часть речи» |
20/4 |
Склонение причастий |
21/5 |
Причастный оборот |
22/6 |
Выделение причастных оборотов запятыми |
23/7 |
Р/р Описание внешности человека |
24/8 |
Р/р Сочинение-описание «Литературный портрет друга» |
25/9 |
Действительные и страдательные причастия |
26/10 |
Действительные причастия настоящего времени |
27/11 |
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
28/12 |
Действительные причастия прошедшего времени |
29/13 |
Страдательные причастия настоящего времени |
30/14 |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
31/15 |
Закрепление по теме «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» |
32/16 |
Страдательные причастия прошедшего времени |
33/17 |
Краткие страдательные причастия |
34/18 |
Р/р Подготовка к написанию выборочного изложения |
35/19 |
Р/р Выборочное изложение с элементами описания внешности человека (по упр. 100) |
36/20 |
Морфологический разбор причастия |
37/21 |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
38/22 |
Закрепление по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями» |
39/23 |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных |
40/24 |
Отличие причастий от отглагольных прилагательных |
41/25 |
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий |
42/26 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
43/27 |
Р/р Сочинение-описание внешности человека по фотографии (по упр. 129) |
44/28 |
Гласные перед одной и двумя буквами н в причастиях |
45/29 |
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий |
46/30 |
Переход причастий в прилагательные и существительные |
47/31 |
Правописание причастий |
48/32 |
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» |
49/33 |
Контрольная работа по теме «Причастие» |
50/34 |
Анализ контрольной работы. Повторение причастий |
|
Деепричастие (14ч.) |
51/1 |
Понятие о деепричастии |
52/2 |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
53/3 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
54/4 |
Р/р Описание действий как вид текста (по упр. 145, 146) |
55/5 |
Раздельное написание не с деепричастиями |
56/6 |
Деепричастия несовершенного и совершенного вида |
57/7 |
Образование деепричастий |
58/8 |
Р/р Рассказ с включением описания действий |
59/9 |
Р/р Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь» |
60/10 |
Употребление деепричастий в речи |
61/11 |
Морфологический разбор деепричастия |
62/12 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» |
63/13 |
Контрольная работа по теме «Деепричастие» |
64/14 |
Анализ контрольной работы. Повторение деепричастий |
|
Служебные части речи (56ч.) |
|
Служебные части речи (1ч.) |
65/1 |
Самостоятельные и служебные части речи |
|
Предлог (15ч.) |
66/1 |
Предлог как служебная часть речи |
67/2 |
Роль предлогов в словосочетании и предложении |
68/3 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
69/4 |
Р/р Изложение с элементами сочинения (по упр. 281) |
70/5 |
Употребление предлогов |
71/6 |
Предлоги однозначные и многозначные |
72/7 |
Непроизводные и производные предлоги |
73/8 |
Простые и составные предлоги |
74/9 |
Морфологический разбор предлогов |
75/10 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
76/11 |
Р/р Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» |
77/12 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
78/13 |
Написание предлогов |
79/14 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог» |
80/15 |
Контрольная работа по теме «Предлог» |
|
Союз (16ч.) |
81/1 |
Союз как часть речи |
82/2 |
Простые и составные союзы |
83/3 |
Сочинительные и подчинительные союзы |
84/4 |
Запятая перед союзами в простом и сложном предложении |
85/5 |
Группы сочинительных союзов |
86/6 |
Употребление сочинительных союзов |
87/7 |
Группы подчинительных союзов |
88/8 |
Употребление подчинительных союзов |
89/9 |
Морфологический разбор союза |
90/10 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
91/11 |
Р/р Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (по упр. 342) |
92/12 |
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато |
93/13 |
Тренировочные упражнения по теме «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато» |
94/14 |
Общее и отличное между предлогами и союзами |
95/15 |
Обобщение и систематизация изученного по темам «Предлоги» и «Союзы» |
96/16 |
Контрольная работа по темам «Предлог» и «Союз» |
|
Частица (24ч.) |
97/1 |
Частица как часть речи |
98/2 |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
99/3 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
100/4 |
Р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» (по упр. 364) |
101/5 |
Смысловые частицы |
102/6 |
Отрицательные частицы |
103/7 |
Различение на письме частиц не и ни |
104/8 |
Употребление отрицательных частиц не и ни |
105/9 |
Модальные частицы |
106/10 |
Значение модальных частиц |
107/11 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
108/12 |
Различное написание частиц с другими частями речи |
109/13 |
Морфологический разбор частицы. Правописание частиц |
110/14 |
Различение на письме частицы не и приставки не- |
111/15 |
Правописание не с различными частями речи |
112/16 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
113/17 |
Р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету (по упр. 402) |
114/18 |
Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни |
115/19 |
Правописание ни с разными частями речи |
116/20 |
Обобщение и систематизация по теме «Частица» |
117/21 |
Контрольная работа по теме «Частица» |
118/22 |
Анализ контрольной работы. Повторение правописания частиц |
119/23 |
Правописание предлогов, союзов, частиц и их употребление в речи |
120/24 |
Зачёт по теме «Служебные части речи» |
|
Междометия. Звукоподражательные слова (6ч.) |
121/1 |
Междометие как особый разряд слов |
122/2 |
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий |
123/3 |
Дефис в междометиях и знаки препинания при них |
124/4 |
Морфологический разбор междометия |
125/5 |
Р/р Изложение текста публицистического стиля |
126/6 |
Р/р Контрольное изложение «Родина» (по упр. 423) |
|
Повторение и систематизация изученного в 7 классе (14ч.) |
127/1 |
Текст. Стили речи |
128/2 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
129/3 |
Р/р Сочинение на тему «Удивительное рядом» (по упр. 428) |
130/4 |
Культура речи. Орфоэпическая норма |
131/5 |
Лексические нормы |
132/6 |
Грамматические нормы |
133/7 |
Построение словосочетаний и предложений |
134/8 |
Интонационные нормы |
135/9 |
Нормы построения текста |
136/10 |
Средства связи и средства выразительности в тексте |
137/11 |
Нормы речевого поведения |
138/12 |
Этикетно-речевые формулы |
139/13 |
Итоговое тестирование за курс русского языка 7 класса |
140/14 |
Анализ контрольной работы. Повторение правил пунктуации |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 8 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
|
Общие сведения о языке (2ч.) |
1/1 |
Русский язык в современном мире |
2/2 |
Понятие государственного языка |
|
Повторение изученного в 5-7 классах (7ч.) |
3/1 |
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
4/2 |
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи |
5/3 |
Слитное и раздельное написание не - ни с местоимениями и наречиями |
6/4 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
7/5 |
Р/р Подробное изложение с грамматическим заданием (по упр. 26, 27) |
8/6 |
Правописание дефиса |
9/7 |
Диктант с грамматическим заданием |
|
Синтаксис и пунктуация (4ч.) |
10/1 |
Синтаксис как раздел грамматики |
11/2 |
Основные принципы русской пунктуации |
12/3 |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса |
13/4 |
Р/р Текст как единица синтаксиса |
|
Словосочетание (5ч.) |
14/1 |
Словосочетание. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова |
15/2 |
Виды словосочетаний по способу связи слов |
16/3 |
Синтаксический разбор словосочетаний |
17/4 |
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи |
18/5 |
Предложение как минимальное речевое высказывание |
|
Простое предложение (3ч.) |
19/1 |
Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения |
20/2 |
Порядок слов в предложении. Интонация |
21/3 |
Р/р Сочинение-описание архитектурного памятника (по упр. 89) |
|
Двусоставные предложения (7ч.) |
22/1 |
Главные члены двусоставного предложения |
23/2 |
Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения |
24/3 |
Р/р Публицистическое сочинение о памятнике культуры «Чудный собор» (по упр. 101, 102) |
25/4 |
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения |
26/5 |
Составное именное сказуемое, способы его выражения |
27/6 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
28/7 |
Закрепление по теме «Виды сказуемых» |
|
Второстепенные члены предложения (10ч.) |
29/1 |
Дополнение. Способы выражения дополнения |
30/2 |
Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения |
31/3 |
Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении |
32/4 |
Обстоятельство и способы его выражения |
33/5 |
Главные и второстепенные члены предложения |
34/6 |
Закрепление по теме «Второстепенные члены предложения» |
35/7 |
Р/р Характеристика человека |
36/8 |
Р/р Сочинение «Мой знакомый человек» |
37/9 |
Повторение по теме «Члены предложения» |
38/10 |
Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» |
|
Односоставные предложения (14ч.) |
39/1 |
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений |
40/2 |
Определённо-личные предложения |
41/3 |
Неопределённо-личные предложения |
42/4 |
Вопрос об обобщённо-личных предложениях |
43/5 |
Безличные предложения |
44/6 |
Закрепление по теме «Безличные предложения» |
45/7 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения |
46/8 |
Р/р Сочинение-рассуждение на свободную тему |
47/9 |
Назывные предложения |
48/10 |
Неполные предложения |
49/11 |
Синтаксический разбор односоставных предложений |
50/12 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» |
51/13 |
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» |
52/14 |
Анализ контрольной работы. Повторение видов односоставных предложений |
|
Простое осложнённое предложение (1ч.) |
53/1 |
Понятие об осложнённом предложении |
|
Однородные члены предложения (14ч.) |
54/1 |
Понятие об однородных членах предложения |
55/2 |
Однородные и неоднородные определения |
56/3 |
Закрепление по теме «Однородные и неоднородные определения» |
57/4 |
Р/р Изложение-сравнительная характеристика (по тексту упр. 242) |
58/5 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами |
59/6 |
Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами |
60/7 |
Обобщающие слова при однородных членах |
61/8 |
Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом |
62/9 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами |
63/10 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» |
64/11 |
Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» |
65/12 |
Анализ контрольной работы. Повторение правил пунктуации при однородных членах |
66/13 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
67/14 |
Р/р Сочинение-сравнительная характеристика двух знакомых лиц (по упр. 264) |
|
Обособленные члены предложения (17ч.) |
68/1 |
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения |
69/2 |
Обособленные определения и их виды |
70/3 |
Способы выражения обособленного определения |
71/4 |
Выделительные знаки препинания при обособленных определениях |
72/5 |
Р/р Рассуждение на дискуссионную тему |
73/6 |
Р/р Сочинение-рассуждение (по упр. 301, 302) |
74/7 |
Обособленные приложения |
75/8 |
Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях |
76/9 |
Обособленные обстоятельства |
77/10 |
Способы выражения обособленного обстоятельства |
78/11 |
Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот |
79/12 |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами |
80/13 |
Обособленные уточняющие члены предложения |
81/14 |
Виды уточняющих членов предложения |
82/15 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» |
83/16 |
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» |
84/17 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение обособленных членов предложения |
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11ч.) |
85/1 |
Обращение, его функции и способы выражения |
86/2 |
Знаки препинания при обращении. Употребление обращений |
87/3 |
Р/р Составление делового письма (по упр. 360) |
88/4 |
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) |
89/5 |
Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них |
90/6 |
Р/р Публичное выступление на общественно значимую тему (по упр. 385, 386) |
91/7 |
Вводные предложения, знаки препинания при них |
92/8 |
Особенности употребления вставных конструкций |
93/9 |
Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями |
94/10 |
Контрольная работа по теме «Вводные конструкции» |
95/11 |
Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Вводные конструкции» |
|
Синтаксические конструкции с чужой речью (6ч.) |
96/1 |
Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью |
97/2 |
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной |
98/3 |
Цитаты и знаки препинания при них |
99/4 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь» |
100/5 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассказа |
101/6 |
Р/р Сочинение-рассказ по данному началу |
|
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7ч.) |
102/1 |
Синтаксис и морфология |
103/2 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
104/3 |
Р/р Изложение (по упр. 442, 443) |
105/4 |
Синтаксис и пунктуация |
106/4 |
Синтаксис и культура речи |
107/6 |
Итоговая контрольная работа «Комплексный анализ текста» |
108/7 |
Анализ контрольной работы. Повторение правил пунктуации в простом предложении |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 9 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
|
Общие сведения о языке (3ч.) |
1/1 |
Основные формы существования национального русского языка |
2/2 |
Понятие о литературном языке |
3/3 |
Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка |
|
Повторение изученного в 5-8 классах (5ч.) |
4/1 |
Р/р Устная и письменная речь. Монолог и диалог |
5/2 |
Р/р Стили речи |
6/3 |
Простое предложение и его грамматическая основа |
7/4 |
Предложения с обособленными членами |
8/5 |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями |
|
Сложное предложение (53ч.) |
9/1 |
Сложное предложение как единица синтаксиса |
10/2 |
Союзные и бессоюзные предложения |
11/3 |
Р/р Сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» (по упр. 52) |
12/4 |
Разделительные и выделительные знаки препинания в сложном предложении |
13/5 |
Сложносочинённые предложения |
14/6 |
Основные группы ССП по значению и союзам |
15/7 |
Смысловые отношения между частями ССП |
16/8 |
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом |
17/9 |
Р/р Подготовка к написанию сочинения |
18/10 |
Р/р Сочинение публицистического характера (по упр. 59) |
19/11 |
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП |
20/12 |
Диктант по теме «Сложносочинённое предложение» |
21/13 |
Понятие о сложноподчинённом предложении |
22/14 |
Место придаточного предложения по отношению к главному |
23/15 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
24/16 |
Р/р Изложение с элементами сочинения-рассуждения (по упр. 95) |
25/17 |
Союзы и союзные слова в СПП |
26/18 |
Роль указательных слов в СПП |
27/19 |
Р/р Рецензия на прочитанное произведение (по упр. 100, 101) |
28/20 |
Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными |
29/21 |
Закрепление по теме «СПП с придаточными определительными» |
30/22 |
СПП с придаточными изъяснительными |
31/23 |
Закрепление по теме «СПП с придаточными изъяснительными» |
32/24 |
СПП с придаточными обстоятельственными |
33/25 |
СПП с придаточными времени и места |
34/26 |
СПП с придаточными причины, следствия, условия |
35/27 |
СПП с придаточными уступки, цели |
36/28 |
СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени |
37/29 |
Различные способы выражения сравнения |
38/30 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения» |
39/31 |
Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине |
40/32 |
Р/р Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина» (по упр. 166) |
41/33 |
СПП с несколькими придаточными |
42/34 |
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП |
43/35 |
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение» |
44/36 |
Р/р Сообщение на лингвистическую тему (по упр. 175) |
45/37 |
Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП |
46/38 |
БСП со значением перечисления |
47/39 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
48/40 |
Р/р Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (по упр. 183, 184) |
49/41 |
БСП со значением причины, пояснения, дополнения |
50/42 |
БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия |
51/43 |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП |
52/44 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
53/45 |
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
54/46 |
Сложные предложения с различными видами связи |
55/47 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи |
56/48 |
Синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи |
57/49 |
Р/р Подготовка к написанию изложения |
58/50 |
Р/р Изложение с элементами сочинения (по упр. 192) |
59/51 |
Понятие о языке. Работа с различными видами словарей |
60/52 |
Язык художественной литературы |
61/53 |
Практическое занятие. «Русский литературный язык и его стили» |
|
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (7ч.) |
62/1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография |
63/2 |
Лексика. Морфемика. Словообразование |
64/3 |
Морфология и орфография |
65/4 |
Орфография и пунктуация |
66/5 |
Систематизация и обобщение изученного в 9 классе |
67/6 |
Итоговая контрольная работа по теме «Сложное предложение» |
68/7 |
Анализ контрольной работы. Повторение правил пунктуации в сложном предложении |
Литература
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / Отв. Ред. В.П. Вомперский. – М.: Правда, 1986.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
3. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). 6 класс. – М.: ВАКО, 2007.
4. Божко Н.М. Русский язык. 9 класс: проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е.А. Влодавская. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
6. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
7. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
8. ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
9. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
10. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс: К учебнику М.Т. Баранова «Русский язык: 7 класс» / Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
11. Государственная итоговая аттестация. 9 класс. Русский язык. Тренировочные тестовые задания / Г.Т. Егораева, Е.Л. Ерохина, Т.И. Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
12. Губернская Т.В. Русский язык. 10-11 класс. Тестовые и олимпиадные задания. – М.: Эксмо, 2008.
13. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.
14. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.
15. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2011.
16. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам и экзаменам по русскому языку. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006.
17. Козлова Р.П., Чеснокова Н.П. Тесты по русскому языку: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2008.
18. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
19. Кулаева Л.М. Диктанты по русскому языку: 9 класс / Л.М. Кулаева, Е.В. Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
20. Кулюкина Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 9-й класс: К учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» / Л.А. Кулюкина, А.А. Позднякова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
21. Львова С.И. ГИА 2010. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс / С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2010.
22. Малюшкин А.Б. Тестовые здания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
23. Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык». – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2010.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
25. Петрова Е.В. Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений» / Е.В. Петрова, А.В. Кудинова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
26. Позднякова А.А. Диктанты по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / А.А. Позднякова, И.В. Текучева. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
27. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова) / сост. Г.М. Вялкова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2010.
28. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
29. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
30. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
31. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
32. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
33. Русский язык: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс / И.В. Щеглова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
34. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
35. Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 15-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008.
36. Русский язык. 6 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2010.
37. Русский язык. Справочник / Cост. О.В. Галаева; под ред. В.В. Славкина. – М.: Филологич. общество «Слово», Компания «Ключ – С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
38. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 8 класс. Русский язык. Основная школа / В.И. Капинос, Л.Н. Пучкова, А.О. Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2007.
39. Скоркина Н.М. Русский язык. 6 класс. I часть. Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / Н.М. Скоркина. – 3-е изд., переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
40. Словарь синонимов и антонимов для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ Москва, 2008.
41. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 10-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
42. Солодовникова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений» / Л.А. Солодовникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
43. Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык: учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений» / Е.В. Петрова, А.В. Кудинова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
44. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Русский язык: справочник для учителей и родителей. – М.: АСТ: Астрель, 2007.