Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ
Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской COIII
Протокол от 28 августа 2013 г. __________ Н.М. Томилова
№ 1 28 августа 2013 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по физике
Составитель:
Бурматова Зинаида Алексеевна,
учитель физики первой квалификационной категории
с. Верх-Ича
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физика» для второй ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы основного общего образования по физике.
В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 7-9 классов. Изучение физики в данных классах осуществляется за счёт часов федерального компонента базисного учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:
7 класс – 70часов (2 часа в неделю);
8 класс – 68 часа (2 часа в неделю);
9 класс – 68 часа (2 часа в неделю)
Количество часов, отведённых на контрольные работы
№ п/п |
Наименование предмета |
Класс |
Количество контрольных работ за год |
Количество лабораторных опытов за год |
Количество лабораторных работ за год |
1 |
Физика |
7 |
6 |
11 |
10 |
2 |
Физика |
8 |
8 |
18 |
11 |
3 |
Физика |
9 |
5 |
8 |
5 |
Контрольные и лабораторные работы оцениваются отметкой.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
сформировать навыки физического стиля мышления, физической речи;
воспитывать умения действовать по заданному алгоритму и конструировать новые;
развивать умение работать со справочным материалом и дополнительной литературой;
развивать творческие и прикладные стороны мышления;
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать интереса к предмету.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач, образовательной программы МБОУ Верх-Ичинской СОШ.
Резервные часы по программе распределены следующим образом:
7 класс: 10 часов на тему «Механические явления», 1 час на повторение основных понятий.
8 класс: 2 час на тему «Электрические и магнитные явления»,1 час на тему «Электромагнитные колебания и волны».
9 класс: 7 часов на тему «Механические явления».
Для достижения поставленных целей и задач используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки и коррекции знаний (контрольная, самостоятельная, тестовая работы, диктант).
При планировании урока подбираются различные методы в зависимости от темы, цели, индивидуальных особенностей учащихся.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной информации |
По степени самостоятельности мышления обучающихся |
По характеру управления учебной работой |
беседа объяснение инструктаж
иллюстрация демонстрация
упражнения |
проблемные; проблемно- поисковые; эвристические |
работа с книгой; работа по плану; выполнение письменных заданий
|
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного
контроля и самоконтроля Методы
письменного контроля и самоконтроля индивидуальный
опрос фронтальный
опрос устный
самоконтроль контрольные
работы самостоятельные
работы тестовые
работы физические
диктанты
Критерии оценки знаний и умений по физике
Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по физике является письменная контрольная работа, тест и устный ответ.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит необходимые теоретические факты и обоснованные выводы.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе.
Итоговая отметка выставляется по состоянию знаний на конец этапа обучения с учётом текущих отметок.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5» ставится, если:
*
в логических рассуждениях и обосновании решения нет ошибок и
недочётов;
* в решении нет физических и вычислительных ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
* работа выполнена полностью, но обоснование шагов решения недостаточны, если умения обосновать не являлось объектом проверки;
* допущена одна ошибка или два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках, если эти виды работ не явились специальным объектом проверки.
Отметка «3» ставится, если:
* допущены более одной или более двух – трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
* допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащихся знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится, если:
* полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
* изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя физическую терминологию и символику;
* правильно выполнил рисунок, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
* отвечал самостоятельно без наводящих вопросов;
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправлены по замечанию учителя.
Отметка «4» ставится, если:
* в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
* допущены один – два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится, если:
* неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
* имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании физической терминологии, чертежах, выкладках;
* ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.
Отметка «2» ставится, если:
* не раскрыто основное содержание учебного материала;
* допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.
Отметка «1» ставится, если:
обнаружил полное непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Для реализации программы используются учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от19 декабря 2012г. № 1067):
1. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 13-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010 – 191с.
2. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин /, – М.: Дрофа, 2013. – 237с.
3. Физика.9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин, Е.М.Гутник / - 17-е изд. Стереотип, – М.: Дрофа, 2012. – 300с.
Итог реализации программы в 7-8 классах осуществляется в форме промежуточной аттестации. Государственная итоговая атестация в 9 классе - в новой форме ГИА или традиционной (по билетам)
В результате изучения программы обучающийся должен знать /понимать :
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Основное содержание (210 час)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.1
Измерение длины.
Измерение объема жидкости и твердого тела.
Измерение температуры.
Механические явления (74 час)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Сила упругости. Методы измерения силы.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Простые механизмы.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Измерение массы.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости.
Измерение силы динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Измерение мощности.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Тепловые явления (33 час)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Электрические и магнитные явления (32час)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изучение электрических свойств жидкостей.
Изготовление гальванического элемента.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны (41 час)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Распределения содержания учебного курса «Физика» на 2 ступени образования по классам обучения (7-9ласс)
Разделы и темы |
Количество часов |
|
|
7класс |
8 класс |
9 класс |
|
1.Физические методы изучения природы (6ч) |
6 |
|
|
2. Механика (57+17ч) |
57 |
|
17 |
3.Тепловые явления(33ч) |
6 |
27 |
|
4. Электрические и магнитные явления (30+2ч) |
|
32 |
|
5.Электрические колебания и волны (40+1ч) |
|
13 |
28 |
6. Квантовые явления (23ч) |
|
|
23 |
7. Повторение (3ч) |
1 |
|
|
Итого (210ч) |
70 |
72 |
68 |
7 класс
Учебно - тематическое планирование на учебный год
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Количество часов |
1 |
Физика и физические методы изучения природы |
6 |
|
Л.р.№ 1 «Определение цены деления прибора» |
1 |
2 |
Тепловые явления |
6 |
|
Л.р.№ 2 «Измерение размеров малых тел.» |
1 |
3 |
Механические явления |
57 |
|
Л.р.№ 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
1 |
|
Л.р.№ 4 «Измерение объема тела» |
1 |
|
Л.р.№ 5 «Определение плотности твердого тела» |
1 |
|
Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» |
1 |
|
Л.р.№ 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
1 |
|
Кратковременная контрольная работа №2 по теме: «Сила. Равнодействующая сил» |
1 |
|
Кратковременная контрольная работа № 3 по теме: «Давление. Закон Паскаля.» |
1 |
|
Кратковременная контрольная работа № 4 по теме: «Давление в жидкости и газе» |
1 |
|
Л.р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
1 |
|
Л.р.№8 «Выяснение условий плавания тел» |
1 |
|
Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
1 |
|
Л.р. №9 «Выяснение условия равновесия рычага» |
1 |
|
Л.р.№10«Определение К.П.Д. при подъеме тела по наклонной плоскости» |
1 |
|
Итоговая контрольная работа№6 |
1 |
4 |
Повторение |
1 |
|
Повторение основных понятий |
1 |
8 класс
Учебно - тематическое планирование на учебный год
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Количество часов |
1 |
Тепловые явления |
27 |
|
Л.р.№1 «Исследование изменения температуры остывающей воды» |
1 |
|
Л.р. №2«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
|
|
Л.р. №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
1 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
1 |
|
Кратковременная контрольная работа №2 по теме «нагревание и плавление кристаллических тел |
1 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества |
1 |
2 |
Электрические и магнитные явления |
32 |
|
Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризация тел. Строение атомов» |
1 |
|
Л.р.№4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных участках» |
1 |
|
Л.р.№5 «Измерение напряжения на различных участках цепи» |
|
|
Л р.№6 «Регулирование силы тока реостатом» |
1 |
|
Л.р.№7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
1 |
|
Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Электрический ток. Соединение проводников» |
1 |
|
Л.р.№8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» |
1 |
|
Контрольная работа №6 по теме: «Электрические явления» |
|
|
Л.р.№9 «Сборка электромагнита и его испытание» |
1 |
|
Л.р.№10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» |
1 |
|
Кратковременная контрольная работа №7 по теме: «Электромагнитные явления» |
1 |
3 |
Электромагнитные колебания и волны. |
13 |
|
Л.р.№11 «Получение изображения при помощи линзы» |
1 |
|
Контрольная работа №8 по теме: «Световые явления» |
1 |
|
Экскурсия на природе с изучением оптических явлений на практике |
1 |
9 класс
Учебно-тематическое планирование по физике
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Количество часов |
1 |
Механические явления. |
17 |
|
Л.р.№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
1 |
|
Л.р.№2 «Исследование ускорения свободного падения с помощью маятника» |
1 |
|
Л.р№3 «Исследование зависимости периода и частоты маятника от его длины» |
1 |
|
Контрольная работа №1 по теме: «Механические колебания и волны» |
1 |
2 |
Электромагнитные явления |
28 |
|
Л.работа № 4 «Изучения явления электромагнитной индукции» |
1 |
|
Контрольная работа №2по теме: «Электромагнитное поле» |
1 |
3 |
Квантовые явления |
23 |
|
Л.р. №5 «Изучение треков заряженных частиц по фотографии» |
1 |
|
Контрольная работа №3по теме: «Строение атома и атомного ядра» |
1 |
7 класс
Календарно - тематическое планирование на учебный год
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Количество часов |
1 |
Физика и физические методы изучения природы |
6 |
1.1 |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. |
1 |
2.2 |
Физические величины. Измерение физических величин. |
1 |
3.3 |
Точность и погрешность измерений. |
1 |
4.4 |
Л.р.№ 1 «Определение цены деления прибора» |
1 |
5.5 |
Физика и развитие представлений о материальном мире |
1 |
6.6 |
Физика и техника |
1 |
2 |
Тепловые явления |
6 |
7.1 |
Строение вещества. Молекулы. |
1 |
8.2 |
Л.р.№ 2 «Измерение размеров малых тел.» |
1 |
9.3 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. |
|
10.4 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
1 |
11.5 |
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
1 |
12.6 |
Повторение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
1 |
3 |
Механические явления |
57 |
13.1 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Л.о.№1 «Измерение скорости равномерного движения» |
1 |
14.2 |
Скорость. Единицы скорости. |
1 |
15.3 |
Расчет пути и времени движения |
1 |
16.4 |
Явление инерции |
1 |
17.5 |
Взаимодействие тел |
1 |
18.6 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. |
1 |
19.7 |
Л.р.№ 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
1 |
20.8 |
Л.р.№ 4 «Измерение объема тела» |
1 |
21.9 |
Плотность вещества Л.о. №2 «Измерение плотности жидкости» |
1 |
22.10 |
Л.р.№ 5 «Определение плотности твердого тела» |
1 |
23.11 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
1 |
24.12 |
Решение задач и подготовка к контрольной работе |
1 |
25.13 |
Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» |
1 |
26.14 |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Л.о. №3 «Нахождения центра тяжести плоского тела» |
1 |
27.15 |
Сила упругости. Закон Гука. Л.о. №4 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» |
1 |
28.16 |
Вес тела. |
1 |
29.17 |
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой. Л.о.№5 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» |
1 |
30.18 |
Динамометр. Л.р.№ 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
1 |
31.19 |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Л.о. №6 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой» |
1 |
32.20 |
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Л.о №7 «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения. |
1 |
33.21 |
Трение в природе и технике. Кратковременная контрольная работа №2 по теме: «Сила. Равнодействующая сил» |
1 |
34.22 |
Давление. Единицы давления. |
1 |
35.23 |
Способы увеличения и уменьшения давления. |
1 |
36.24 |
Давление газа. Л.о. № 8 «Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре» |
1 |
37.25 |
Закон Паскаля. |
1 |
38.26 |
Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа № 3 по теме: «Давление. Закон Паскаля.» |
1 |
39.27 |
Расчет давления на дно и стенки сосуда. |
1 |
40.28 |
Решение задач по теме: «Расчет давления» |
1 |
41.29 |
Сообщающиеся сосуды. |
1 |
42.30 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли |
1 |
43.31 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
1 |
44.32 |
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
1 |
45.33 |
Решение задач по теме: Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление на различных высотах |
1 |
46.34 |
Манометры. Кратковременная контрольная работа № 4 по теме: «Давление в жидкости и газе» |
1 |
47.35 |
Поршневой жидкостный насос. |
1 |
48.36 |
Гидравлический пресс. |
1 |
49.37 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
1 |
50.38 |
Архимедова сила. |
1 |
51.39 |
Л.р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
1 |
5240 |
Плавание тел. |
1 |
53.41 |
Л.р.№8 «Выяснение условий плавания тел» |
1 |
54.42 |
Плавание судов. |
1 |
55.43 |
Воздухоплавание |
1 |
56.44 |
Повторение по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
1 |
57.45 |
Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
1 |
58.46 |
Механическая работа. |
1 |
59.47 |
Мощность. Л.о.№9 « Измерение мощности тела» |
1 |
60.48 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
1 |
61.49 |
Момент сил. |
1 |
62.50 |
Рычаги в технике, быту и природе .Л.р. №9 «Выяснение условия равновесия рычага» |
1 |
63.51 |
Применение равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. |
1 |
64.52 |
Решение задач по теме:«Золотое правило» механики. |
1 |
65.53 |
Коэффициент полезного действия механизма. Л.р.№10«Определение К.П.Д. при подъеме тела по наклонной плоскости» |
1 |
66.54 |
Решение задач по теме:«Определение К.П.Д. простых механизмов» |
1 |
67.55 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Л.о. №10 «Измерение кинетической энергии тела» |
1 |
68.56 |
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии Л.о.№11 «Измерение изменения потенциальной энергии тела» |
1 |
69.57 |
Итоговая контрольная работа№6 |
1 |
4 |
Повторение |
1 |
70.1 |
Повторение основных понятий |
1 |
8 класс
Календарно - тематическое планирование на учебный год
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Количество часов |
1 |
Тепловые явления |
27 |
1.1 |
Тепловое движение. Температура. |
1 |
2.2 |
Внутренняя энергия |
1 |
3.3 |
Способы изменения внутренней энергии тела |
1 |
4.4 |
Теплопроводность |
1 |
5.5 |
Конвекция |
1 |
6.6 |
Излучение |
1 |
7.7 |
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. |
1 |
8.8 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты.Л.р.№1 «Исследование изменения температуры остывающей воды» |
1 |
9.9 |
Удельная теплоемкость |
1 |
10.10 |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого им при охлаждении.
|
1 |
11.11 |
Л.р. №2«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
|
12.12 |
Л.р. №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
1 |
13.13 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. |
1 |
14.14 |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах |
1 |
15.15 |
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
1 |
16.16 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. |
1 |
17.17 |
Удельная теплота плавления |
1 |
18.18 |
Кратковременная контрольная работа №2 по теме «нагревание и плавление кристаллических тел |
1 |
19.19 |
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар |
1 |
20.20 |
Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. |
|
21.21 |
Кипение |
1 |
22.22 |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха |
1 |
23.23 |
Удельная теплота парообразования и конденсации |
1 |
24.24 |
Работа пара и газа при расширение. Двигатель внутреннего сгорания |
1 |
25.25 |
Паровая турбина. К.П.Д. теплового двигателя. |
1 |
26.26 |
Решение задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества» |
1 |
27.27 |
Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества |
1 |
2 |
Электрические и магнитные явления |
32 |
28.1 |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Л.о. № 1 «Наблюдения электрического взаимодействия тел» |
1 |
29.2 |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. |
1 |
30.3 |
Электрическое поле. |
|
31.4 |
Делимость электрического заряда. Строение атомов. |
1 |
32.5 |
Объяснение электрических явлений. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризация тел. Строение атомов» |
1 |
33.6 |
Электрический ток. Источники электрического тока. Л.о. №2 « Изготовление гальванических элементов»
|
1 |
34.7 |
Электрическая цепь и ее составные части. |
1 |
35.8 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. |
|
36.9 |
Сила тока. Единицы силы тока. |
1 |
37.10 |
Амперметр. Измерение силы тока. Л.р.№4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных участках» |
1 |
38.11 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. |
1 |
39.12 |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Л.р.№5 «Измерение напряжения на различных участках цепи» |
|
40.13 |
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Л.о. № 3 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» |
1 |
41.14 |
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Л.о. №4 «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади, поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление» |
1 |
42.15 |
Реостаты. Л р.№6 «Регулирование силы тока реостатом» |
1 |
43.16 |
Л.р.№7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
1 |
44.17 |
Последовательное соединение проводников. Л.о № 5 « Изучение последовательного соединения проводников» |
1 |
45.18 |
Параллельное соединение проводников. Л.о №6 « Изучение параллельного соединения проводников» |
1 |
46.19 |
Решение задач по теме: «закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников» Л.о. №7 « Изучение электрических свойств жидкостей» |
|
47.20 |
Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Электрический ток. Соединение проводников» |
1 |
48.21 |
Мощность электрического тока. |
1 |
49.22 |
Л.р.№8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» |
1 |
50.23 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. |
1 |
51.24 |
Лампа накаливание. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители |
1 |
52.25 |
Контрольная работа №6 по теме: «Электрические явления» |
|
53.26 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Л.о.№8«Исследование явления намгничивания железа» |
1 |
54.27 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Л.о.№9 «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током». Л.р.№9 «Сборка электромагнита и его испытание» |
1 |
55.28 |
Применение электромагнитов. Л.о. №10 «Изучение принципа действия электромагнитного реле» |
1 |
56.29 |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Л.о. №11 «Изучения взаимодействия постоянных магнитов» |
1 |
57.30 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Л.О. №12 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» |
|
58.31 |
Л.р.№10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» |
1 |
59.32 |
Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа №7 по теме: «Электромагнитные явления» |
1 |
3 |
Электромагнитные колебания и волны. |
13 |
60.1 |
Источники света. Распространение света. Л.о. №13 «Изучения явления распространения света» |
1 |
61.2 |
Отражение света. Законы отражения света. Л.о. №14 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» |
1 |
62.3 |
Плоское зеркало. Л.о. №15 «Изучение свойств изображения в плоском зеркале» |
1 |
63.4 |
Преломление света. Л.о. №16 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» |
1 |
64.5 |
Линза. Оптическая сила линзы. |
1 |
65.6 |
Изображения, даваемые линзой. |
1 |
66.7 |
Построение изображений с помощью собирающей линзы. Л.о. №17 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы» |
|
67.8 |
Формула тонкой линзы |
|
68.9 |
Л.р.№11 «Получение изображения при помощи линзы» |
1 |
69.10 |
Оптические приборы. Л.о. №18 «Наблюдение явления дисперсии света» |
|
70.11 |
Глаз как оптическая система |
|
71.12 |
Контрольная работа №8 по теме: «Световые явления» |
1 |
72.13 |
Экскурсия на природе с изучением оптических явлений на практике |
1 |
9 класс
Календарно -тематическое планирование по физике
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Количество часов |
1 |
Механические явления. |
17 |
1.1 |
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. |
1 |
2.2 |
Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении |
1 |
3.3 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Л.о. №1 «Измерения ускорения прямолинейного равноускоренного движения» |
1 |
4.4 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Л.о .№2 «Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении» |
1 |
5.5 |
Л.р.№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
1 |
6.6 |
Относительность движения. |
1 |
7.7 |
Законы Ньютона Л.о. №3 «Сложение сил, направленных под углом» |
1 |
8.8 |
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость |
1 |
9.9 |
Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах |
1 |
10.10 |
Л.р.№2 «Исследование ускорения свободного падения с помощью маятника» |
1 |
11.11 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Искусственные спутники Земли |
1 |
12.12 |
Импульс тела. Закон сохранения импульсов. Реактивное движение |
1 |
13.13 |
Колебательное движение. Колебательные системы Л.о. №4 «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза» |
1 |
14.14 |
Величины, характеризующие колебательные движения. Л.р№3 «Исследование зависимости периода и частоты маятника от его длины» |
1 |
15.15 |
Длина волны. Скорость распространение волны |
1 |
16.16 |
Звуковые колебания. Распространение звука. Высота, тембр и громкость звука Отражение звука. Эхо. |
1 |
17.17 |
Контрольная работа №1 по теме: «Механические колебания и волны» |
1 |
2 |
Электромагнитные явления |
28 |
18.1 |
Магнитное поле и его графическое изображение |
1 |
19.2 |
Неоднородное и однородное магнитное поле |
1 |
20.3 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля |
1 |
21.4 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки |
1 |
22.5 |
Решение задач на применение правила левой руки |
1 |
23.6 |
Индукция магнитного поля |
1 |
24.7 |
Магнитный поток |
1 |
25.8 |
Явление электромагнитной индукции. Л.о. №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
1 |
26.9 |
Л.работа № 4 «Изучения явления электромагнитной индукции» |
1 |
27.10 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца |
1 |
28.11 |
Явление самоиндукции |
1 |
29.12 |
Получение переменного электрического тока |
1 |
30.13 |
Трансформатор. Л.о. №6 «Изучение принципа действия трансформатора» |
1 |
31.14 |
Электромагнитное поле |
1 |
32.15 |
Электромагнитные волны |
1 |
33.16 |
Решение задач по теме: «Электромагнитные волны |
1 |
34.17 |
Конденсатор |
1 |
35.18 |
Колебательный контур. |
1 |
36.19 |
Получение электромагнитных колебаний |
1 |
37.20 |
Решение задач по теме: «Колебательный контур» |
1 |
38.21 |
Принципы радиосвязи и телевидения |
1 |
39.22 |
Электромагнитная природа света |
1 |
40.23 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления |
1 |
41.24 |
Дисперсия света. Цвета тел |
1 |
42.25 |
Типы оптических спектров. |
1 |
43.26 |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Л.о. №7 «Наблюдение линейчатых спектров излучения. |
1 |
44.27 |
Обобщение по теме: «Электромагнитное поле» |
1 |
45.28 |
Контрольная работа №2 по теме: «Электромагнитное поле» |
1 |
4 |
Квантовые явления |
23 |
46.1 |
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома |
1 |
47.2 |
Модели атомов. Опыты Резерфорда |
1 |
48.3 |
Радиоактивное превращение атомных ядер |
1 |
49.4 |
Экспериментальные методы исследования частиц |
1 |
50.5 |
Открытие протона |
1 |
51.6 |
Открытие нейтрона |
|
52.7 |
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число |
1 |
53.8 |
Решение задач по теме: «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число» |
1 |
54.9 |
Ядерные силы |
1 |
55.10 |
Энергия связи. Дефект масс |
1 |
56.11 |
Решение задач по теме: «Энергия связи. Дефект масс» |
1 |
57.12 |
Деление ядер урана |
1 |
58.13 |
Цепная реакция |
1 |
59.14 |
Ядерный реактор. Л.о. №8 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром» |
1 |
60.15 |
Атомная энергетика |
1 |
61.16 |
Л.р. №5 «Изучение треков заряженных частиц по фотографии» |
1 |
62.17 |
Биологическое действие радиации |
1 |
63.18 |
Закон радиоактивного распада |
1 |
64.19 |
Решение задач по теме: «Закон радиоактивного распада» |
1 |
65.20 |
Термоядерная реакция |
1 |
66.21 |
Энергетический выход ядерных реакций |
1 |
67.22 |
Обобщение по теме: «Строение атома и атомного ядра |
1 |
68.23 |
Контрольная работа №3по теме: «Строение атома и атомного ядра» |
1 |
литература
1. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 13-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2010. – 191с.
2. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин / - 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2013. – 191с.
3. Физика.9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. / А.В. Перышкин, Е.М.Гутник / - 13-е изд. Стереотип, – М.: Дрофа, 2012. – 191с.
4. Контрольные и проверочные работы по физике. 7 – 11кл.: Метод. Пособие / О. Ф. Кабардин,
С. И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 1997. – 192с.: ил.
5. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
/ В. И. Лукашик/ - 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.
6. Физика: сборник задач: для выпускников и абитуриентов /В.С.Бабаев./ - М.: Эксмо, 2007. – 224с.
7. Научно-методический журнал “Физика в школе”
8. Физика.7-9 класс: учебно-методическое пособие /А.К.Марон, Е.А.Марон. – 9-е изд., - М.: Дрофа, 2011. – 125с.