Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ
Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской COIII
Протокол от 28 августа 2013 г. __________ Н.М. Томилова
№ 1 28 августа 2013 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по географии
Составитель:
Бурматова Зинаида Алексеевна,
учитель географии
первой квалификационной категории
с. Верх-Ича
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «География» для второй ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089), на основе Примерной программы основного общего образования по географии.
В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 6-9 классов. Изучение географии в данных классах осуществляется за счет часов федерального компонента учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:
6 класс – 70 часов (2 часа в неделю)
7 класс – 70 часов (2 часа в неделю)
8 класс – 72 часа (2 часа в неделю)
9 класс – 68 часов (2 часа в неделю)
Из них на изучение регионального компонента «География Новосибирской области»:
6 класс – 10 часов
8 класс – 17 часа
9 класс – 8 часов
Она включает все темы, предусмотренные примерной программе по географии. Рабочая программа составлена в преемственности с программой для первой ступени образования. Количество часов, отведенных на практические работы:
6 класс – 14 часов
7 класс – 12 часов
8 класс – 10 часов
9 класс – 13 часов
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
формирование целостного представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
развитие пространственно-географическое мышление;
формирование уважение к культурам других народов и стран;
формирование представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
воспитание экологической культуры, бережного и рационального отношения к окружающей среде
Цели рабочей программы поставлены с учётом целей образовательной программы школы.
Для достижения поставленных целей используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки и коррекции знаний (самостоятельная, тестовая работы, диктант, работа с контурными картами). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются такие принципы, как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и внеурочной деятельности используются научно-исследовательский подход, интернет
Резервные часы по программе распределены следующим образом:
6 класс: 2 часа на изучение родного края
7 класс: 2 час на повторение основных понятий
8 класс: 1 часа на повторение основных понятий
9 класс: 2 часа на повторение основных понятий
Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.
Критерии оценки знаний и умений по географии
Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по географии является, тест и устный ответ.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит необходимые теоретические факты и обоснованные выводы.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе.
Итоговая отметка выставляется по состоянию знаний на конец этапа обучения с учётом текущих отметок.
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится, если:
* полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
* изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя географическую терминологию и символику;
* отвечал самостоятельно без наводящих вопросов;
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправлены по замечанию учителя.
Отметка «4» ставится, если:
* в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие географического содержание ответа;
* допущены один – два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится, если:
* неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
* имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании географической терминологии
* ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.
Отметка «2» ставится, если:
* не раскрыто основное содержание учебного материала;
* допущены ошибки в определении понятий, при использовании географической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.
Отметка «1» ставится, если:
обнаружил полное непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Для реализации программы используются учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от 19 декабря 2012г. № 1067):
Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват.учреждений /Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2008. - 174
География материков и океанов. 7кл.; Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений /В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. - 16-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа,2009.
География России. Природа. 8 кл. :учеб. для общеобразоват. учреждений /И.И.Баринова. - 16-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа,2010.
География России. Население и хозяйство. 9 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П.Дронов., В.Я.Ром. - 18-е изд.,лересмотр. - М.: Дрофа,2011 .
Итог реализации программы в 6-8 классах осуществляется в форме промежуточной аттестации.Государственная итоговая атестация в 9 классе - в новой форме или традиционной (по билетам)
В результате изучения программы обучающийся должен знать /понимать:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Основное содержание
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (VI—VII класс)
(140 часов)
Раздел. Источники географической информации (21час)
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.
План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.
Практические работы
Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.
Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений.
Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте.
Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.
Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.
Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.
Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.
Составление характеристики карты.
Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков; чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм); работа с геоинформационными системами.
Раздел. Природа Земли и человек (54часа)
Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.
Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.
Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.
Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.
Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.
Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.
Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.
Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.
Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практические работы
Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте» и т. д.
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).
Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.
Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.
Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы.
Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).
Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.
Раздел. Материки, океаны, народы и страны (62часов)
Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.
Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.
Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.
Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.
Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.
Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.
Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.
Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической специфики:
— Африки;
— Австралии;
— Южной Америки;
— Северной Америки;
— Евразии;
— Антарктиды.
Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.
Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.
Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков.
Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Практические работы
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.
Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер, городов, ландшафтов, культуры народов.
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.
Составление картосхем, соответствующих тематике разделов: «Открытия и исследования материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов и стран материка» и др.
Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической карты мира, карты народов мира.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (VIII-IX класс)
(140часов)
Раздел. Особенности географического положения России (10часов).
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
Характеристика географического положения России.
Сравнение географического положения России и других стран.
Определение поясного времени для разных городов России.
Раздел. Природа России (30 ч.)
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Раздел. Население России (12ч.)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы.
Анализ карт населения.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Раздел. Хозяйство России (30ч.)
Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Практические работы.
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям.
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии
важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Раздел. Регионы России (45ч.)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Раздел. Россия в современном мире (4ч)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Практические работы.
Анализ разных видов районирования России.
Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.
Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел. География своей республики (7ч) (края, области).
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Распределение содержания учебного курса «География» на 2 ступени образования по классам обучения (6-9 классы)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||
1 |
Источники географической информации |
18ч |
3ч |
|
|
2 |
Природа Земли и человек |
44ч |
10ч |
|
|
3 |
Материки, океаны, народы и страны |
7ч |
55ч |
|
|
4 |
Особенности географического положения России |
|
|
7ч |
3ч |
5 |
Природа России |
|
|
30ч |
|
6 |
Население России |
|
|
7ч |
5ч |
7 |
Хозяйство России |
|
|
|
30ч |
8 |
Регионы России |
|
|
27ч |
18ч |
9 |
Россия в современном мире |
|
|
|
4ч |
10 |
География Новосибирской области |
|
|
|
7ч |
11 |
Повторение |
1ч |
2ч. |
1ч |
1ч |
|
Всего: |
70ч. |
70ч. |
72ч. |
68ч. |
Учебно -тематическое планирование по географии 6 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Введение |
3 |
|
. Пр.р.№1 «Подписать материки и океаны на к/ карте» |
1 |
2 |
Виды изображений поверхности Земли. План местности |
15 |
|
Пр.р.№2 «Ориентирование на местности» |
1 |
|
Пр.р№3 «Составление плана школьного участка» |
1 |
|
Пр.р.№4 «Определение географических координат» |
1 |
3 |
Земные оболочки.
|
44 |
|
Земная кора. Литосфера |
8 |
|
Пр.р№5 «Свойства горных пород и минералов» |
1 |
|
Пр.р.№6 «Определение ГП гор» |
1 |
|
Пр. р.№7 «Обозначение объектов рельефа» |
1 |
|
Гидросфера |
13 |
|
Пр.р.№8 «Обозначение на к/карте частей МО» |
1 |
|
Пр.р.№9 «Описание ГП реки своей местности» |
1 |
|
Атмосфера |
13 |
|
Пр.р.№10 «Наблюдение за погодой своей местности (составление графиков)» |
1 |
|
Пр.р.№11 «Описание климата своей местности» |
1 |
|
Биосфера |
5 |
|
Пр.р.№12 «Описание растительного и животного мира своей местности» |
1 |
|
Взаимосвязи компонентов природы |
5 |
|
Пр.р.№13 «Описание природного комплекса нашей местности» |
1 |
|
Пр.р.№14 «Определение по плану местности природных комплексов, созданных человеком» |
1 |
4 |
Население Земли |
4 |
5 |
Влияние природы на жизнь и здоровье человека |
3 |
6 |
Повторение |
1 |
Учебно - тематическое планирование по географии 7 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Введение |
3 |
|
Пр.р.№1 «Определение расстояний между точками; определение координат различных точек» |
1 |
2 |
Главные особенности природы Земли |
10 |
|
Литосфера и рельеф Земли |
2 |
|
Атмосфера и климат Земли |
3 |
|
Пр.р.№2 «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата поясов (по выбору)» |
1 |
|
Гидросфера. Мировой океан |
2 |
|
Географическая оболочка |
3 |
|
Пр.р.№3 «Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии» |
1 |
3 |
Материки и океаны |
52 |
|
Океаны |
4 |
|
Пр.р.№4 «Сравнительная характеристика природы двух океанов» |
1 |
|
Южные материки |
2 |
|
Африка |
5 |
|
Пр.р.№5 «Определение географических координат крайних точек. Обозначение на к/к месторождений полезных ископаемых» |
1 |
|
Австралия и Океания |
4 |
|
Пр.р.№6 «Сравнение географического положения Африки и Австралии» |
1 |
|
Южная Америка |
6 |
|
Пр.р.№7 «Определение сходства и различий в рельефе Африки и Австралии» |
1 |
|
Пр.р.№8 «Нанесение на к/к стран Южной Америки» |
1 |
|
Антарктида |
3 |
|
Северные материки |
1 |
|
Северная Америка |
7 |
|
Пр.р.№9 «Сравнение климата отдельных частей материка в одном климатическом поясе» |
1 |
|
Евразия |
18 |
|
Пр.р№10 «Сравнение климата Евразии и Северной Америки» |
1 |
|
Пр.р.»11 «Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и С. Америке, выявление черт сходства и различия» |
1 |
|
Пр.р.№12 «Описание одной из стран зарубежной Азии» |
1 |
4 |
Географическая оболочка – наш дом |
3 |
5 |
Повторение |
2 |
Учебно - тематическое планирование по географии 8 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Введение |
7 |
|
Пр.р.№1»Характеристика географического положения России» |
|
2 |
Природа России |
30 |
|
Пр.р№2 «Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых» |
1 |
|
Пр.р.№3 «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности» |
1 |
|
Пр.р.№4 «Влияние рельефа на жизнь людей» |
1 |
|
Пр.р.№5 «Характеристика климатических поясов и областей НСО с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей» |
1 |
|
Пр.р.№6 «Определение состояния погоды по синоптической карте» |
1 |
|
Пр.р№7 «Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для своего региона» |
1 |
|
Пр.р.№8 «Характеристика рек НСО с точки зрения хозяйственного их использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона» |
1 |
|
Пр.р.№9 «Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразований» |
1 |
|
Пр.р.№10 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» |
1 |
3 |
Регионы России |
27 |
|
Регионы России |
17 |
|
География Новосибирской области |
10 |
4 |
Человек и природа |
7 |
5 |
Повторение |
1 |
Учебно -тематическое планирование по географии 9 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Геополитическое положение России |
3 |
2 |
Население России и новых независимых государств |
5 |
|
Пр.работа№1 «Численность и естественный прирост населения» |
1 |
|
Пр.работа№2 «Определения национального состава населения» |
1 |
3 |
Хозяйство России |
30 |
|
Географические особенности экономики России |
3 |
|
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география |
27 |
|
Пр.работа № 3 «Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоёмкого, трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» |
1 |
|
ПР.Работа№4 «Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа). Сравнение между собой крупных угольных угольных бассейнов и нефтяных баз России» |
|
|
Пр.работа № 5 «Составление характеристики одной из металлургических баз России. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия» |
1 |
|
Пр.работа № 6 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности» |
|
|
ПР.работа № 7 «определение по картам основных районов выращивание зерновых и технических культур, главных районов животноводства» |
1 |
|
Пр.работа №8 « Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности» |
1 |
|
Пр.работа№9 «Заполнения таблицы «Виды транспорта» |
1 |
4 |
Регионы России |
18 |
|
Территориальная организация и районирование России |
2 |
|
Западный макрорегион — Европейская Россия |
11 |
|
Пр.работа №10 «Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России» |
1 |
|
Пр.работа№11 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района» |
1 |
|
Пр.работа№12 «Определение факторов развития и сравнение специализация пещевой промышленности Европейского Юга и Поволжья» |
1 |
|
Пр.работа№13 «Определение тенденций хозяйственного развитие Северного Урала» |
1 |
|
Восточный макрорегион — Азиатская Россия |
5 |
5 |
География своего региона |
7 |
6 |
Россия в современном мире |
4 |
7 |
Обобщающее повторение |
1 |
Календарно- тематическое планирование по географии 6 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Введение |
3 |
1.1 |
География как наука |
1 |
2.2 |
Путешествия и географические путешествия. Пр.р.№1 «Подписать материки и океаны на к/ карте» |
1 |
3.3 |
Земля – планета Солнечной системы |
1 |
2 |
Виды изображений поверхности Земли. План местности |
15 |
4.1 |
Понятия о плане местности. |
1 |
5.2 |
Масштаб |
1 |
6.3 |
Стороны горизонта. Ориентирование |
1 |
7.4 |
Р.К. Экскурсия. Пр.р.№2 «Ориентирование на местности» |
1 |
8.5 |
Изображение на плане неровностей земной поверхности |
1 |
9.6 |
Р.К. Составление планов местности |
1 |
10.7 |
Р.К. Пр.р№3 «Составление плана школьного участка» |
1 |
11.8 |
Формы и размеры Земли |
1 |
12.9 |
Географическая карта |
1 |
13.10 |
Градусная сеть на глобусах и картах |
1 |
14.11 |
Географическая широта. |
1 |
15.12 |
Географическая долгота. Географические координаты |
1 |
16.13 |
Изображение на физических картах высот и глубин |
1 |
17.14 |
Значение планов местности и географических карт. Пр.р.№4 «Определение географических координат» |
1 |
18.15 |
ПОУ по теме «Изображение земной поверхности» |
1 |
3 |
Земные оболочки. Земная кора. Литосфера |
44 |
19.1 |
Земля и её строение |
1 |
20.2 |
Горные породы и минералы. Пр.р№5 «Свойства горных пород и минералов» |
1 |
21.3 |
Движение земной коры. |
1 |
22.4 |
Вулканы, горячие источники, гейзеры |
1 |
23.5 |
Рельеф суши. Горы. Пр.р.№6 «Определение ГП гор» |
1 |
24.6 |
Равнины суши. |
1 |
25.7 |
Рельеф дна Мирового океана. Пр р.№7 «Обозначение объектов рельефа» |
1 |
26.8 |
ПОУ по теме «Литосфера» |
1 |
|
Гидросфера |
|
27.9 |
Вода на земле. |
1 |
28.10 |
Части Мирового океана. Пр.р.№8 «Обозначение на к/карте частей МО» |
1 |
29.11 |
Свойства океанической воды |
1 |
30.12 |
Волны в океане |
1 |
31.13 |
Океанические течения |
1 |
32.14 |
Изучение Мирового океана |
1 |
33.15 |
Подземные воды. |
1 |
34.16 |
Р.К. Реки. Пр.р.№9 «Описание ГП реки своей местности» |
1 |
35.17 |
Р.К.Озёра. Озёра своей местности. |
1 |
36.18 |
Ледники. |
1 |
37.19 |
Р.К.Искусственные водоёмы. Искусственные водоёмы своей местности |
1 |
38.20 |
Загрязнение гидросферы |
1 |
39.21 |
ПОУ по теме «Гидросфера». |
1 |
|
Атмосфера |
|
40.22 |
Атмосфера, её строение, значение |
1 |
41.23 |
Температура воздуха. |
1 |
42.24 |
Годовой ход температуры воздуха. |
1 |
43.25 |
Атмосферное давление. |
1 |
44.26 |
Ветер. |
1 |
45.27 |
Водяной пар в атмосфере. Облака. |
1 |
46.28 |
Атмосферные осадки. |
1 |
47.29 |
Р.К. Погода. Пр.р.№10 «Наблюдение за погодой своей местности (составление графиков)» |
1 |
48.30 |
Климат |
1 |
49.31 |
Распределение солнечного света и тепла на Земле |
1 |
50.32 |
Причины, влияющие на климат |
1 |
51.33 |
Р.К. Пр.р.№11 «Описание климата своей местности» |
1 |
52.34 |
ПОУ по теме «Атмосфера» |
1 |
|
Биосфера |
1 |
53.35 |
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Видовой состав растений и животных своей местности. |
1 |
54.36 |
Природные зоны Земли. |
1 |
55.37 |
Организмы в Мировом океане |
1 |
56.38 |
Воздействие организмов на земные оболочки |
1 |
57.39 |
Р. К.Пр.р.№12 «Описание растительного и животного мира своей местности» |
1 |
|
Взаимосвязи компонентов природы |
|
58.40 |
Природный комплекс |
1 |
59.41 |
Воздействие человека на природный комплекс |
1 |
60.42 |
Р.К.Экскурсия. Пр.р.№13 «Описание природного комплекса нашей местности» |
1 |
61.43 |
Р.К. Пр.р.№14 «Определение по плану местности природных комплексов, созданных человеком» |
1 |
62.44 |
ПОУ по теме «Биосфера» |
1 |
4 |
Население Земли |
4 |
63.1 |
Человечество |
1 |
64.2 |
Численность населения Земли. |
1 |
65.3 |
Основные типы населённых пунктов |
1 |
66.4 |
Человек – часть биосфера |
1 |
5 |
Влияние природы на жизнь и здоровье человека |
3 |
67.1 |
Стихийные природные явления |
1 |
68.2 |
Р.К. Наблюдения за явлениями природы родного края |
1 |
69.3 |
Р.К. Использование и охрана природы родного края |
1 |
6 |
Повторение |
|
70.1 |
Обобщение знаний по курсу географии |
1 |
Календарно - тематическое планирование по географии 7 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Введение |
3 |
1.1 |
Что изучают в курсе географии материков и океанов |
1 |
2.2 |
Этапы географических открытий |
1 |
3.3 |
Карты материков и океанов. Пр.р.№1 «Определение расстояний между точками; определение координат различных точек» |
1 |
2 |
Главные особенности природы Земли |
10 |
|
Литосфера и рельеф Земли |
|
4.1 |
Происхождение материков и океанов |
1 |
5.2 |
Рельеф Земли |
1 |
|
Атмосфера и климат Земли |
|
6.3 |
Распределение температуры воздуха на Земле |
1 |
7.4 |
Распределение осадков на Земле |
1 |
8.5 |
Климатические пояса. Пр.р.№2 «Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата поясов (по выбору)» |
1 |
|
Гидросфера. Мировой океан |
|
9.6 |
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. |
1 |
10.7 |
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей |
1 |
|
Географическая оболочка |
|
11.8 |
Строение и свойства географической оболочки |
1 |
12.9 |
Природные комплексы суши и океана. Природная зональность. Пр.р.№3 «Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии» |
1 |
13.10 |
Освоение Земли человеком. Страны мира |
1 |
3 |
Материки и океаны |
52 |
|
Океаны |
|
14.1 |
Тихий океан |
1 |
15.2 |
Индийский океан |
1 |
16.3 |
Атлантический океан |
1 |
17.4 |
Северный ледовитый океан. Пр.р.№4 «Сравнительная характеристика природы двух океанов» |
1 |
|
Южные материки |
|
18.5 |
Географическое положение. Особенности климата и внутренних вод |
1 |
19.6 |
Расположение природных зон. Почвенная карта |
1 |
|
Африка |
|
20.7 |
Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р.№5 «Определение географических координат крайних точек. Обозначение на к/к месторождений полезных ископаемых» |
1 |
21.8 |
Климат. Внутренние воды |
1 |
22.9 |
Природные зоны. Влияние человека на природу |
1 |
23.10 |
Население. Страны Северной Африки. Алжир |
1 |
24.11 |
Страны Западной, Восточной и Центральной Африки. Нигерия. Эфиопия |
1 |
|
Австралия и Океания |
|
25.12 |
Географическое положение Австралии. Климат. Внутренние воды. Пр.р.№6 «Сравнение географического положения Африки и Австралии» |
1 |
26.13 |
Природные зоны. Австралийский Союз |
1 |
27.14 |
Вода на земле |
1 |
28.15 |
Природа, население и страны Океании |
1 |
|
Южная Америка |
|
29.16 |
Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р.№7 «Определение сходства и различий в рельефе Африки и Австралии» |
1 |
30.17 |
Климат. Внутренние воды |
1 |
31.18 |
Природные зоны |
1 |
32.19 |
Население |
1 |
33.20 |
Страны Востока материка. Бразилия |
1 |
34.21 |
Страны Анд. Перу. Пр.р.№8 «Нанесение на к/к стран Южной Америки» |
1 |
|
Антарктида |
|
35.22 |
Географическое положение Антарктиды. |
1 |
36.23 |
Природа Антарктиды |
1 |
37.24 |
ПОУ по теме: «Южные материки» |
1 |
|
Северные материки |
|
38.25 |
Особенности природы Северных материков |
1 |
|
Северная Америка |
|
39.26 |
Географическое положение Северной Америки. Рельеф и полезные ископаемые |
1 |
40.27 |
Климат Северной Америки. Пр.р.№9 «Сравнение климата отдельных частей материка в одном климатическом поясе» |
1 |
41.28 |
Внутренние воды |
1 |
42.29 |
Природные зоны |
1 |
43.30 |
Население |
1 |
44.31 |
Канада |
1 |
45.32 |
Соединенные Штаты Америки |
1 |
|
Евразия |
|
46.33 |
Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии |
1 |
47.34 |
Особенности рельефа Евразии, его развитие |
1 |
48.35 |
Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых |
1 |
49.36 |
Климат. Пр.р№10 «Сравнение климата Евразии и Северной Америки» |
1 |
50.37 |
Внутренние воды |
1 |
51.38 |
Природные зоны. Пр.р.»11 «Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и С. Америке, выявление черт сходства и различия» |
1 |
52.39 |
Зоны лесов |
1 |
53.40 |
Народы Евразии. Страны |
1 |
54.41 |
Страны Северной Европы |
1 |
55.42 |
Страны Западной Европы. Великобритания |
1 |
56.43 |
Франция |
1 |
57.44 |
Германия |
1 |
58.45 |
Страны Восточной Европы |
1 |
59.46 |
Страны Южной Европы. Италия |
1 |
60.47 |
Страны Юго-западной Азии |
1 |
61.48 |
Страны Центральной Азии |
1 |
62.49 |
Страны Восточной Азии. Китай. Япония |
1 |
63.50 |
Страны Южной Азии. Индия |
|
64.51 |
Пр.р.№12 «Описание одной из стран зарубежной Азии» |
1 |
65.52 |
ПОУ по теме: «Северные материки» |
1 |
4 |
Географическая оболочка – наш дом |
3 |
66.1 |
Закономерности географической оболочки |
1 |
67.2 |
Взаимодействие природы и общества |
1 |
68.3 |
Изменение природы хозяйственной деятельностью человека |
|
5 |
Повторение |
2 |
69.1 |
ПОУ по теме «Материки и океаны» |
1 |
70.2 |
ПОУ по теме «Главные особенности природы Земли» |
1 |
Календарно-тематическое по географии 8 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Введение |
7 |
1.1 |
Что изучают в курсе «Природа России». Географическое положение России. |
1 |
2.2 |
Моря, омывающие территорию Россию |
1 |
3.3 |
Экологические проблемы морей |
|
4.4 |
Россия на карте часовых поясов |
1 |
5.5 |
Как осваивали и изучали территорию России |
2 |
6.6 |
Пр.р.№1»Характеристика географического положения России» |
|
7.7 |
Обобщающий урок по теме. «Географическое положение России» |
|
2 |
Природа России |
30 |
8.1 |
Особенности рельефа России |
1 |
9.2 |
Геологическое строение территории нашей страны. Минеральные ресурсы России. Пр.р№2 «Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых» |
1 |
10.3 |
Р.К. Пр.р.№3 «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности» |
1 |
11.4 |
Развитие форм рельефа. Пр.р.№4 «Влияние рельефа на жизнь людей» |
1 |
12.5 |
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры |
1 |
13.6 |
Обобщающий урок по теме «Рельеф» |
1 |
14.7 |
Типы климатов России. От чего зависит климат России. |
1 |
15.8 |
Р.К. Пр.р.№5 «Характеристика климатических поясов и областей НСО с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей» |
1 |
16.9 |
Агроклиматические ресурсы. Пр.р.№6 «Определение состояния погоды по синоптической карте» |
1 |
17.10 |
Р.К.Пр.р№7 «Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для своего региона» |
1 |
18.11 |
Обобщающий урок по теме «Климат» |
1 |
19.12 |
Разнообразие внутренних вод России. Реки |
1 |
20.13 |
Р.К. Пр.р.№8 «Характеристика рек НСО с точки зрения хозяйственного их использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона» |
1 |
21.14 |
Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота |
1 |
22.15 |
Водные ресурсы. Охрана вод |
1 |
23.16 |
Образование почв и их разнообразие |
1 |
24.17 |
Закономерности распространения почв. Пр.р.№9 «Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразований» |
1 |
25.18 |
Почвенные ресурсы России |
1 |
26.19 |
Обобщающий урок по темам: «Внутренние воды», «Почвы» |
1 |
27.20 |
Растительный и животный мир России |
1 |
28.21 |
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира |
1 |
29.22 |
Природно-ресурсный потенциал России |
1 |
30.23 |
Р.К.Охрана растительного и животного мира своего края. |
1 |
31.24 |
Разнообразие ПК России. |
1 |
32.25 |
Моря как крупные ПК |
|
33.26 |
Природные зоны России. Пр.р.№10 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» |
1 |
34.27 |
Разнообразие лесов России |
1 |
35.28 |
Безлесные зоны на юге России |
1 |
36.29 |
Высотная поясность |
1 |
37.30 |
Обобщающий урок по теме: «Природное районирование» |
1 |
3 |
Регионы России |
27 |
38.1 |
Русская (Восточно-Европейская) равнина |
1 |
39.2 |
Природные комплексы. Проблемы использования природных ресурсов Русской равнины |
1 |
40.3 |
Северный Кавказ - самые высокие горы России |
1 |
41.4 |
Природные комплексы Северного Кавказа |
1 |
42.5 |
Урал – «каменный пояс» земли Русской |
1 |
43.6 |
Своеобразие природы Урала |
1 |
44.7 |
Природные уникумы Урала. Экологические проблемы |
1 |
45.8 |
Западно-Сибирская низменность |
1 |
46.9 |
Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения |
1 |
47.10 |
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения |
1 |
48.11 |
Природные районы Восточной Сибири |
1 |
49.12 |
Жемчужина Сибири - Байкал |
1 |
50.13 |
Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения |
1 |
51.14 |
Дальний Восток – край контрастов |
1 |
52.15 |
Природные комплексы Дальнего Востока |
1 |
53.16 |
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком |
1 |
54.17 |
Обобщающий урок по теме: «Природа регионов России» |
1 |
|
География Новосибирской области |
|
55.18 |
Р.К. Географическое положение НСО. Основные черты рельефа. Полезные ископаемые |
1 |
56.19 |
Р.К. Климатические условия НСО. Сезоны года. Изменение климата |
1 |
57.20 |
Р.К. Внутренние воды. Реки. Озёра. Подземные воды |
1 |
58.21 |
Р.К. Почвы области |
1 |
59.22 |
Р.К. Растительность области |
1 |
60.23 |
Р.К. Животный мир НСО |
1 |
61.24 |
Р.К. Природные комплексы. Лесная и лесостепная зоны |
1 |
62.25 |
Р.К. Степная зона. Салаирский кряж |
1 |
63.26 |
Р.К. Население области. Численность |
1 |
64.27 |
Р.К. Обобщающий урок по теме: «География НСО» |
1 |
4 |
Человек и природа |
7 |
65.1 |
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
1 |
66.2 |
Антропогенное воздействие на природу |
1 |
67.3 |
Рациональное природопользование |
1 |
68.4 |
Особо охраняемые территории |
1 |
69.5 |
Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране |
1 |
70.6 |
Экологическая ситуация в России |
1 |
71.7 |
Человек и природа |
1 |
5 |
Повторение |
1 |
72.1 |
ПОУ по теме: «Природные комплексы России» |
1 |
Календарно -тематическое планирование по географии 9 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Геополитическое положение России |
3 |
1.1 |
Экономическая география — наука о хозяйстве и населении |
1 |
2.2 |
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации |
1 |
3.3 |
Географическое положение и границы России |
1 |
2 |
Население России и новых независимых государств |
5 |
4.1 |
Исторические особенности заселения и освоения территории России |
1 |
5.2 |
Пр.работа№1 «Численность и естественный прирост населения» |
1 |
6.3 |
Национальный состав населения России. Пр.работа№2 «Определения национального состава населения» |
1 |
7.4 |
Миграция населения |
1 |
8.5 |
Городское и сельское население. Расселение населения |
1 |
3 |
Хозяйство России |
30 |
|
Географические особенности экономики России |
3 |
9.1 |
География основных типов экономики на территории России |
1 |
10.2 |
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России |
1 |
11.3 |
Россия в современной мировой экономике |
1 |
|
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география |
27 |
12.1 |
Научный комплекс – вершина экономики России |
1 |
13.2 |
Экономический кризис в России. Пути экономических реформ |
1 |
14.3 |
Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России. Пр.работа № 3 «Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоёмкого, трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» |
1 |
15.4 |
Факторы размещения отраслей машиностроения |
1 |
16.5 |
География машиностроения |
1 |
17.6 |
Военно-промышленный комплекс |
1 |
18.7 |
Факторы размещения ВПК |
1 |
19.8 |
Роль и особенности ТЭКа |
1 |
20.9 |
Топливная промышленность. |
1 |
21.10 |
ПР.Работа№4 «Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа). Сравнение между собой крупных угольных угольных бассейнов и нефтяных баз России» |
|
22.11 |
Электроэнергетика России |
1 |
23.12 |
Обобщающий урок по теме: «Топливно-энергетический комплекс России» |
1 |
24.13 |
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов |
1 |
25.14 |
Металлургический комплекс. Пр.работа№ 5 «Составление характеристики одной из металлургических баз России. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия» |
1 |
26.15 |
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия |
1 |
27.16 |
Цветная металлургия |
|
28.17 |
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность |
1 |
29.18 |
Факторы размещения химических предприятий |
1 |
30.19 |
Пр.работа№ 6 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности» |
|
31.20 |
Лесная промышленность |
1 |
32.21 |
Состав и значение АПК |
1 |
33.22 |
Земледелие и животноводство. ПР.работа№ 7 «определение по картам основных районов выращивание зерновых и технических культур, главных районов животноводства» |
1 |
34.23 |
Пищевая и лёгкая промышленность. Пр.работа№8 « Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности» |
1 |
35.24 |
Территориальная организация АПК |
1 |
36.25 |
Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания |
1 |
37.26 |
Роль транспорта. Виды транспорта. Пр.работа№9 «Заполнения таблицы «Виды транспорта» |
1 |
38.27 |
Связь. Сфера обслуживания |
1 |
4 |
Регионы России |
18 |
|
Территориальная организация и районирование России |
2 |
39.1 |
Районирование территории России |
1 |
40.2 |
Проблемы экономического районирования |
1 |
|
Западный макрорегион — Европейская Россия |
11 |
41.1 |
Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы |
1 |
42.2 |
Экономика центральной России. Узловые районы центральной России. Пр.работа №10 «Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России» |
1 |
43.3 |
Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы |
1 |
44.4 |
Общая характеристика Северо-Заподной России |
1 |
45.5 |
Европейский север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения. Пр.работа№11 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района» |
1 |
46.6 |
Хозяйство Европейского Севера |
1 |
47.7 |
Северный Кавказ: Географическое положение, природные условия и ресурсы |
1 |
48.8 |
Население и хозяйство района |
1 |
49.9 |
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы. Пр.работа№12 «Определение факторов развития и сравнение специализация пещевой промышленности Европейского Юга и Поволжья» |
1 |
50.10 |
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы |
1 |
51.11 |
Население и хозяйство района. Пр.работа№13 «Определение тенденций хозяйственного развитие Северного Урала» |
1 |
|
Восточный макрорегион — Азиатская Россия |
5 |
52.1 |
Восточный макрорегион — Азиатская Россия. Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики |
1 |
53.2 |
Западная Сибирь |
1 |
54.3 |
Восточная Сибирь |
1 |
55.4 |
Дальний Восток |
1 |
56.5 |
Обобщающие повторение |
1 |
5 |
География своего региона |
7 |
57.1 |
Р.К.Особенности ЭГП территории |
1 |
58.2 |
Р.К.Население и хозяйственное освоение |
1 |
59.3 |
Р.К.Особенности хозяйства. Промышленность |
1 |
60.4 |
Р.К.АПК региона |
1 |
61.5 |
Р.К.Особенности транспорта |
1 |
62.6 |
Р.К.Города |
1 |
63.7 |
Р.К.Социально-экономические проблемы региона |
1 |
6 |
Россия в современном мире |
4 |
64.1 |
Место России среди стран мира |
1 |
65.2 |
Объекты мирового природного и культурного наследия в России |
1 |
66.3 |
Россия и страны СНГ. |
1 |
67.4 |
Место России в экономике стран СНГ и Балтии |
|
7 |
Обобщающее повторение |
1 |
68 |
География России |
1 |
Литература
1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват.учреждений /Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2008 - 174
География материков и океанов. 7кл.; Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений /В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. - 16-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа,2009 — 319
География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /И.И.Баринова. - 16-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа,2010
4. География России. Население и хозяйство. 9 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П.Дронов., В.Я.Ром. - 13-е изд.,лересмотр. - М.: Дрофа,2011.