Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ

Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской COIII

Протокол от 28 августа 2013 г. __________ Н.М. Томилова

1 28 августа 2013 г.


Рабочая программа

среднего общего образования

по географии







Составитель:

Бурматова Зинаида Алексеевна,

учитель географии

первой квалификационной категории








с. Верх-Ича

2013 г.




Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному курсу «География» для третьей ступени образования составлена на основе в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089),на основе Примерной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень).

В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне, рассчитана на 70 часов, реализуемых по 1 часу в неделю. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования третей ступени общего образования и примерной программе по учебному курсу географии. Рабочая программа составлена в преемственности с программой для второй ступени образования.

Практические работы:

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей: формирование целостного представления о природных ресурсах и населении мира, о мировом хозяйстве и тенденциях его развития в условиях научно-технической революции, понимание наиболее актуальных проблем современности.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в мире, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем мира;

вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

Цели рабочей программы поставлены с учётом целей образовательной программы школы.

Для достижения поставленных целей используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки и коррекции знаний (самостоятельная, тестовая работы, диктант, работа с контурными картами). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются такие принципы, как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и внеурочной деятельности используются научно-исследовательский подход, Интернет


Резервные часы по программе распределены следующим образом:

10 класс: 4 час на изучение темы «География населения мира»; 5 часов на изучение темы «География мирового хозяйства»; 1 час на изучение темы «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества»







Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.

Критерии оценки знаний и умений по географии

  1. Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по географии является, тест и устный ответ.

  3. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит необходимые теоретические факты и обоснованные выводы.

  4. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе.

  5. Итоговая отметка выставляется по состоянию знаний на конец этапа обучения с учётом текущих отметок.

Оценка устных ответов

Отметка «5» ставится, если:

* полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;

* изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя географическую терминологию и символику;

* отвечал самостоятельно без наводящих вопросов;

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправлены по замечанию учителя.

Отметка «4» ставится, если:

* в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие географического содержание ответа;

* допущены один – два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится, если:

* неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

* имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании географической терминологии

* ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.

Отметка «2» ставится, если:

* не раскрыто основное содержание учебного материала;

* допущены ошибки в определении понятий, при использовании географической терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

Отметка «1» ставится, если:

Для реализации программы используются учебник, включённый в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от 19 декабря 2012г. №1067):

  1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир.10-11кл. – М.: Просвещение, 2009 год

Итог реализации программы осуществляется в форме итоговой тестовой работы. Формы промежуточного контроля: зачёт или тестирование.






В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
















СНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)

(70 часов)


Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.


Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира (9 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.


Раздел. География мирового хозяйства (15 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.


Раздел. Регионы и страны мира (20 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел. Россия в современном мире (10 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.


Раздел. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества (6 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.



Распределение содержания учебного курса «География» на 3 ступени образования по классам обучения (10-11 кл)


Разделы и темы

Количество часов


10 класс

11 класс

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4


Природа и человек в современном мире

6


География населения мира

9


География мирового хозяйства

15


Регионы и страны


20

Россия в современном мире


10

Глобальные проблемы человечества

2

4

Итого

36

34











































Календарно-тематическое планирование на учебный год

10 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

1.1

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Пр.работа № 1 Обозначение на контурной карте основных географических объектов.


1

2.2

Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Пр.работа №2 Анализ карт различной тематики. Пр. работа №3 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

1

3.3

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Пр. работа №4 Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия

1

4.4

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.Пр.работа №5 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме»


1

2

Природа и человек в современном мире

6

5.5

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды»..

1

6.6

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность.

1

7.7

Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов.

1

8.8

География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования

1

9.9

Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.

1

10.10

Пути сохранения качества окружающей среды. Пр. работа №6 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»


1

3

География населения мира

9

11.1

Демографическая история человечества. Пр. работа №6 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.


1

12.2

Расовый и половозрастной состав населения. Пр.работа №7 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

1

13.3

Этнический и религиозный состав населения

1

14.4

Размещение населения и его миграция. Пр.работа № 8 Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. (Интернет)

1

15.5

Сельское и городское население.

1


География культуры и цивилизаций.


16.6

Содержание понятия «География культуры»

1

17.7

География религий

1

18.8

Цивилизации Востока

1

19.9

Цивилизации Запада

1

4

География мирового хозяйства

15

20.1

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура

1

21.2

География важнейших отраслей.

1

22.3

Международное географическое разделение труда

1

23.4

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Пр.работа №9Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг

1

24.5

Секторы мировой экономики

1

25.6

Деление стран на аграрные, индустриальные, постиндустриальные

1

26.7

Отраслевая и территориальная структура экономики

1

27.8

Международное разделение труда

1

28.9

Факторы, определяющие размещение экономики.

1

29.10

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика

1

30.11

Обрабатывающая промышленность

1

31.12

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике

1

32.13

Мировая транспортная система

1

33.14

Сфера услуг

1

34.15

Мировые экономические связи. Пр.работа №10 Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

1

5

Глобальные проблемы человечества

2

35.16- 36.17

Пр.работа №11 Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»

2



Календарно - тематическое планирование по географии 11 класс



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Регионы и страны

20

1.1

Географическое положение. Природные условия и ресурсы США Пр.работа №1 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.


1

2.2

Соединенные штаты Америки

1

3.3

Экономика США

1

4.4

Канада

1

5.5

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы Латинской Америки

1

6.6

Население

1

7.7

Экономика

1

8.8

Регионы Латинской Америки

1

9.9

Географическое положение и состав Западной Европы. Пр.работа№2 Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

1

10.10

Германия

1

11.11

Великобритания

1

12.12

Франция

1

13.13

Италия

1

14.14

Состав региона. Природные условия и ресурсы Центрально-Восточной Европы

1

15.15

Постсоветский регион.

1

16.16

Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства

1

17.17

Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население Зарубежной Азии Пр.работа№3 «Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая»

1

18.18

Китайская Народная Республика

1

19.19

Япония

1

20.20

Географическое положение. Состав Южной Азии. Географическое положение, ресурсы население Австралии.

1

2

Россия в современном мире


21.1

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени.

1

22.2

Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Пр.работа №4 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития

1

23.3

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Пр.работа №5 Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

1

24.4

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего

1

25.5

Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.


1

26.6

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России

1

27.7

Структура внешнеторгового баланса

1

28.8

Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях.

1

29.9

Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).


30.10

Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.



3

Глобальные проблемы человечества

4

31.1

Понятия о глобальных проблемах человечества. Пр.работа № 6 «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»

1

32.2

Глобалистика. Пр. работа №7 «Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций

1

33.3

Продовольственная проблема, проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая, экологическая проблемы, пути их решения.

1

34.4

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.


1










































Учебно-тематическое планирование 10 класс



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4


Пр.работа № 1 Обозначение на контурной карте основных географических объектов.


1


Пр.работа №2 «Анализ карт различной тематики.

1


Пр. работа №3 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.



Пр. работа №4 Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия

1





Пр. работа №5 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме»





2

Природа и человек в современном мире

6


Пр. работа №6 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

1

3

География населения мира

9


Пр. работа №6 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

1


Пр.работа №7 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

1


Пр.работа № 8 Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. (Интернет)

1

4

География мирового хозяйства

15


9Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг

1


Пр.работа №10 Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

1

5

Глобальные проблемы человечества

2


Пр.работа №11 Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»

















Учебно - тематическое планирование по географии 11 класс



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Регионы и страны

20


1 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.


1


Пр.работа№2 №Составление сравнительной экономико-геогафической характеристики двух стран»

1


Пр.работа№3 «Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая»

1

2

Россия в современном мире

10


Пр.работа №4 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития



Пр.работа №5 Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.


3

Глобальные проблемы человечества

4


Пр.работа № 6 «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества».

1


Пр. работа №7 «Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций

1































Литература



1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир.10-11кл. – М.: Просвещение, 2009 год

2.Географический атлас.10 класс – М.: Дрофа,2006