Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО педагогическим советом МКОУ Верх-Ичинской СОШ Протокол от «28» августа 2013г. №1
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Верх-Ичинской СОШ ______Н.М. Томилова «28»августа 2013г.
|
Рабочая программа
среднего общего образования
по физической культуре
Составитель:
О.Н.Бессонова,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
с. Верх-Ича
2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для третьей ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089) на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре.
В соответствии с образовательной программой ОУ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне, рассчитана на 210 часов (108 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе 3 часа в неделю в каждом классе). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Она включает все темы, предусмотренные ФГОС второй ступени общего образования и примерной программе по «Физической культуре». Рабочая программа составлена в преемственности с программой для второй ступени образования.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепление здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач, образовательной программы школы.
Методическое обеспечение программы включает:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возростно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью, регионально-климатическими условиями;
- реализацию принципа достаточности и сообразности;
- соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”;
- достижение межпредметных связей;
- усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса.
Оценка качества образования производиться по пятибалльной системе. Контроль и оценивание в 10 - 11 классах складывается из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся, к которым относятся качество овладения программным материалом, а так же их количественных показателей достигнутых в двигательных действиях.
Итог реализации программы осуществляется по четвертям с учётом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы. В начале и в конце учебного года учащиеся 3 ступени образования сдают тесты из шести упражнений на определения уровня физической подготовленности.
По окончании 11 класса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе “Демонстрировать”. По окончании средней школы учащиеся сдают дифференцированный зачёт по физической культуре.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Распределение содержания учебного курса
«Физическая культура» на третьей ступени образования по классам обучения (10 – 11 класс)
Разделы тем |
Количество часов
|
|
X класс |
XI класс |
|
1. Основы знаний по физической культуре
|
В процессе урока |
|
2. Способы физкультурной деятельности
|
В процессе урока |
|
3. Физическое совершенствование (210 час.) 3.1. Спортивные игры: баскетбол (30 час.) волейбол (30 час.) 3.2. Гимнастика с элементами акробатике (36 час.) 3.3. Лёгкая атлетика (60 час.)
3.4. Лыжная подготовка (48 час.
3.5. Развитие двигательных качеств (6 час.) |
108
15 15
18 30
24
6 |
102
15 15
18 30
24
-
|
Итого: 210 час. |
108 |
102 |
Содержание программы
X – XI класс
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности
Предупреждение раннего старения и длительного сохранения творческой активности человека, средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации. Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психо-социального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения.
Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их организации, содержания и направленности (материал для девушек).
Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).
Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.
Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью
Индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культурой в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе; бронхиальной астме и заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при частых нервно-психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.). Комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки).
.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности
Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели.
Выполнение простейших гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовко
Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.
Общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью
Гимнастика с основами акробатики: совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах с грузом на плечах (юноши): ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы (юноши).
Легкая атлетика: Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине.
Лыжные гонки1 Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины.
Спортивные игры: Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, мини-футболе, настольном теннисе, ручном мяче). Прикладные упражнения (юноши): упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
10 класс |
11 класс |
||
1 |
Основы знаний по физической культуре |
В процессе урока |
|
2 |
Способы физкультурной деятельности
|
В процессе урока |
|
3 |
Физическое совершенствование |
108 |
102 |
3.1 |
Гимнастика с основами акробатики |
18 |
18 |
3.1.1 |
Общеразвивающие упражнения |
18 |
18 |
3.1.2 |
Акробатические упражнения |
9 |
9 |
3.1.3 |
Прикладно-гимнастические упражнения |
9 |
9 |
3.2 |
Лёгкая атлетика |
30 |
30 |
3.2.1 |
Ходьба, бег |
12 |
12 |
3.2.2 |
Прыжки |
8 |
8 |
3.2.3 |
Метание |
10 |
10 |
3.3 |
Лыжная подготовка |
24 |
24 |
3.3.1 |
Классические лыжные ходы |
8 |
8 |
3.3.2 |
Коньковые лыжные ходы |
7 |
7 |
3.3.3 |
Спуски и подъёмы |
3 |
3 |
3.3.4 |
Торможения |
3 |
3 |
3.3.5 |
Повороты |
3 |
3 |
3.4 |
Спортивные игры |
30 |
30 |
3.4.1 |
Баскетбол Перемещения и остановки Ловля и передача мяча Ведение мяча Броски в кольцо |
15 5 6 8 5 |
15 5 6 8 5 |
3.4.2 |
Волейбол Стойка игрока, передвижение Передача и приём мяча Подача мяча Нападающий удар и блокирование
|
15 3 10 6 6 |
15 3 10 6 6 |
3.5 |
Развитие двигательных качеств силы скорости выносливости
|
6 2 2 2 |
- - - - |
|
Итого: |
108 |
102 |