Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»



ПРИНЯТО

педагогическим советом МКОУ

Верх-Ичинской СОШ

Протокол от «28» августа 2013г.

1


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

Верх-Ичинской СОШ

______Н.М. Томилова

«28»августа 2013г.










Рабочая программа

основного общего образования

по физической культуре









Составитель:

О.Н.Бессонова,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории








с. Верх-Ича

2013 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по физической культуре 5 – 9 класс для второй ступени образования составлена в соответствии с федеральным компо­нентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004№1089), на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре.

В соответствии с образовательной программой ОУ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне, рассчитана на 525 часа (по 105 часов в 5-7 классах, 108 часов в 8 классе и 102 часа в 9 классе 3 часа в неделю в каждом классе. Третий час на препо­давание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В прика­зе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активно­сти и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Она включает все темы, предусмотренные ФГОС второй ступени общего образования и примерной программе по «Физической культуре». Рабочая программа составлена в преемственности с программой для первой ступени образования.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач, образовательной программы школы.

Методическое обеспечение программы включает:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возростно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью, регионально-климатическими условиями;

- реализацию принципа достаточности и сообразности;

- соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”;

- достижение межпредметных связей;

- усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса.

Оценка качества образования производиться по пятибалльной системе. Контроль и оценивание в 5-9 классах складывается из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся, к которым относятся качество овладения программным материалом, а так же их количественных показателей достигнутых в двигательных действиях.

Итог реализации программы осуществляется по четвертям с учётом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы. В начале и в конце учебного года учащиеся 2 ступени образования сдают тесты из шести упражнений на определения уровня физической подготовленности.

По окончании 9 класса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе “Демонстрировать”. По окончании основной школы учащиеся сдают дифференцированный зачёт.


Требования к качеству освоения программного материала


В результате изучения программы по учебному курсу “физическая культура” обучающийся должен знать и уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Знать:

- организация и проведение контроля за физической работоспособностью и функциональным состоянием организма, с целью профилактики переутомления и перенапряжения, сохранения и укрепления здоровья;

Уметь:


- пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных занятий физической культурой.

По окончании 9 класса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе “Демонстрировать”, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.


















Учащиеся должны уметь демонстрировать:


физические

способности

физические упражнения

мальчики

девочки

скоростные

Бег 60 м.

9,2

10,2

силовые

Прыжок в длину с места

Лазание по канату на расстояние

6 метров

Поднимание туловища, лёжа на спине руки за головой

180

12


-

165

-


18

выносливость

Бег 2000 м.

8,50

10,20

координация

Последовательное выполнение

5 кувырков, сек.

Броски малого мяча в мишень, м.

10,0


12,0

14,0


10,0



Программа состоит из трёх разделов: “Основы физической культуры и здорового образа жизни”, “Физкультурно-оздоровительная деятельность”, “Спортивно-оздоровительная деятельность”.

Содержание первого раздела “ Основы физической культуры и здорового образа жизни ” соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе, знания о человеке, знания об обществе.

Раздел “ Физкультурно-оздоровительная деятельность ” соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков.

Содержание раздела “ Спортивно-оздоровительная деятельность ” ориентировано на гармоническое физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью. Жизненно важные навыки и умения распределяются по следующим темам программы: “Гимнастика с основами акробатики”, “Спортивные игры”, “Лёгкая атлетика”, “Лыжная подготовка”. Программный материал усложняется по разделам за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.










Содержание программы

V-IX класс


Основы знаний по физической культуре

Значение физических упражнений для развития координационных способностей, страховка и помощь во время занятий. Правила самоконтроля, способы регулирования физической нагрузки. Оказание первой помощи при травмах. Техника безопасности на уроках физической культуры. Значение физической культуры для всестороннего развития личности, вред курения, алкоголя и наркотиков. История возникновения античных Олимпийских игр. Олимпийские принципы, традиции, правила, символика.


Способы физкультурной деятельности

Организация и проведение контроля за физической работоспособностью и функциональным состоянием организма, с целью профилактики переутомления и перенапряжения, сохранения и укрепления здоровья. Организация и проведение совместных занятий физическими упражнениями, форм активного отдыха, пеших туристических походов. Организация и проведение самостоятельных занятий физической подготовкой с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных способностей физического развития и подготовленности.


Физическое совершенствование


Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приёмы: повороты кругом; перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному сведением и слиянием; по восемь в движении.


Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Основные положения и движения рук и ног, туловища выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комплекс ОРУ различной координационной сложности. ОРУ с большими мячами, с гимнастической палкой, скакалкой, в висе на гимнастической стенке, в парах, сидя на гимнастической скамейке.


Акробатические упражнения

Кувырок вперёд, кувырок назад, кувырок назад с перекатом в стойку на лопатках, стойка на лопатках, из ст. на лопатках перекат в упор присев, переворот в полушпагат, 2-3 кувырка вперёд и назад в группировки слитно, Длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега, мост из положения лёжа на спине, стойка на голове, стойка на руках, комбинация на 32 счёта из основных элементов.

Висы и упоры: подтягивание из виса и виса лёжа; вис завесам, вис согнувшись и вис прогнувшись, комбинации из пройденных элементов, упор на предплечьях, упор на руках, отжимание из упора.


Прикладно-гимнастические упражнения

Упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом коне и козле, прыжок ноги врозь козёл в ширину, прыжок согнув ноги, прыжок боком через коня в ширину и с поворотом на 90 градусов. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря, прыжки со скакалкой с изменяющемся темпом вращения.

Лазание по канату в два и в три приёма, упражнения в поднимании и переноски грузов, упражнения в равновесии.

Лёгкая атлетика


Ходьба, бег: выполнение различных видов ходьбы и бега; преодоление препятствий во время бега; обычный бег; с изменением направления; бег с ускорением; челночный бег 3x10 м.; бег 30 м.; 60 м., эстафеты с бегом; равномерный бег до 2000 м., 6 минутный бег. Высокий старт. Низкий старт. Эстафетный бег, передача эстафетной палочки.

Прыжки: на одной и на двух ногах с продвижением вперёд; в длину и в высоту с места; в высоту способом “перешагивание”, в длину с разбега способом “согнув ноги”; через скакалку, многоскоки.

Метание: малого мяча на дальность, на заданное расстояние, в вертикальную и горизонтальную цель, по движущейся мишени.


Лыжная подготовка

Классические лыжные ходы: попеременный двухшажный ход, попеременный

четырёхшажный, одновременный бесшажный ход, одновременный двухшажный ход,

одновременный одношажный ход, полуконьковый ход, одновременный одношажный

коньковый ход, переход с хода на ход.

Спуски и подъёмы: подъём в гору “лесенкой”, “полуёлочкой”, “ёлочкой”, скользящим

шагом, беговым шагом, спуск с горы в низкой стойке, в основной стойке, торможение

плугом” и “упором”, поворот “переступанием” в движении и на месте, преодоление

неровностей при спуске, подвижные игры и эстафеты.

Прохождение дистанции до 5 км. на выносливость, 2 км., 3 км. с учётом времени.


Спортивные игры

Баскетбол

Перемещения и остановки: бег лицом и спиной вперёд, приставным шагом, с изменением направления, рывки. Перемещения в стойки баскетболиста, повороты, остановка в два шага и прыжком, финты без мяча и с мячом.

Ловля и передача мяча: ловля и передача мяча от груди двумя руками на месте, с шагом

и сменой мест в движении; передача мяча от плеча одной рукой на месте и в движении;

из-за головы; с отскоком от пола, вырывание и выбивание мяча.

Ведение мяча и броски в кольцо: ведение мяча на месте и в движении шагом и бегом, с изменением скорости , направления, высоты отскока мяча, бросок мяча одной рукой с места с отскоком от щита и в движении после ведения, после остановки в два шага и остановки прыжком, штрафной бросок, персональная защита, двухсторонняя игра в баскетбол 3x3, 4x4, 5x5.


Волейбол

Стойка игрока, передвижение в стойке волейболиста; ходьба и бег с различными заданиями; передача мяча сверху двумя руками в парах и через сетку, передача сверху двумя и с низу двумя над собой; приём мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд; приём и передача мяча снизу двумя руками; приём мяча отражённого сеткой; передача мяча сверху и снизу стоя спиной к цели; нижняя прямая подача, верхняя прямая подача; прямой нападающий удар, одиночное блокирование; двойное блокирование; учебная игра 3x3, 4x4, 6x6.



Распределение содержания учебного курса

«Физическая культура» на второй ступени образования по классам обучения (5 – 9 класс)


Разделы и темы


Количество часов


V


VI


VII


VIII


IX

1. Основы знаний по физической

культуре



В процессе урока

2. Способы физкультурной

деятельности

В процессе занятий


3. Физическое совершенствование


105


105


105


108


102

(525 час.)

3.1.Спортивные игры:

баскетбол (75 час.)


волейбол


15



15


15


15



15

волейбол (87 час.)

3.2. Гимнастика с элементами

акробатики

18

18

18

18

18

18

18

18

15

18

акробатике (90 час.)

3.3. Лёгкая атлетика (150 час.)


30


30


30


30


30


3.4.Лыжная подготовка (120час.)

3.5.Развитие двигательных

качеств (3 часа)


24


_


24


_


24


_


24


3


24


_


Всего: 525 час.


105


105


105


108


102





Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Основы знаний по физической

культуре

В процессе урока

2

Способы физкультурной деятельности


В процессе урока

3

Физическое совершенствование

105

105

105

108

102

3.1

Гимнастика с основами акробатики

18

18

18

18

18

3.1.1

Общеразвивающие упражнения

18

18

18

18

18

3.1.2

Акробатические упражнения

9

9

9

9

9

3.1.3

Прикладно-гимнастические упражнения

9

9

9

9

9

3.2

Лёгкая атлетика

30

30

30

30

30

3.2.1

Ходьба, бег

12

12

12

12

12

3.2.2

Прыжки

8

8

8

8

8

3.2.3

Метание

10

10

10

10

10

3.3

Лыжная подготовка

24

24

24

24

24

3.3.1

Классические лыжные ходы

8

8

8

8

8

3.3.2

Коньковые лыжные ходы

7

7

7

7

7

3.3.3

Спуски и подъёмы

3

3

3

3

3

3.3.4

Торможения

3

3

3

3

3

3.3.5

Повороты

3

3

3

3

3

3.4

Спортивные игры

33

33

33

33

30

3.4.1

Баскетбол

Перемещения и остановки

Ловля и передача мяча

Ведение мяча

Броски в кольцо

15

5

6

8

5

15

5

6

8

5

15

5

6

8

5

15

5

6

8

5

15

5

6

8

5

3.4.2

Волейбол

Стойка игрока, передвижение

Передача и приём мяча

Подача мяча

Нападающий удар и блокирование


15

5

10

6

6

15

5

10

6

6

15

5

10

6

6

15

5

10

6

6

15

3

10

6

5

3.5

Развитие двигательных качеств

силы

скорости

выносливости


3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

6

2

2

2

-

-

-

-


Итого:

105

105

105

108

102