Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО педагогическим советом МКОУ Верх-Ичинской СОШ Протокол от «28» августа 2013г. №1
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Верх-Ичинской СОШ ______Н.М. Томилова «28»августа 2013г.
|
Рабочая программа
начального общего образования
по физической культуре
|
|
Составитель:
О.Н. Бессонова,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Верх-Ича
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для первой ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089), на основе примерной программы начального общего образования по физической культуре.
В соответствии с образовательной программой ОУ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне, рассчитанана405 часов (99 часов в 1 классе и по 102 часа во 2 - 4 классах 3 часа в неделю в каждом классе). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Она включает все темы, предусмотренные ФГОС первой ступени общего образования и примерной программе по «Физической культуре», в 3-4 классах предполагает интегрированное изучение предмета ОБЖ.
Для реализации программы используется учебник под ред. Лях В.И. Физическая культура 1-4 класс, Москва «Просвещение» 2008 год. Федеральный перечень учебников (Приказ Минобрнауки РФ 19 декабря 2012 г. №1067).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепление здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач, образовательной программы школы.
Методическое обеспечение программы включает:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возростно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью, регионально-климатическими условиями;
- реализацию принципа достаточности и сообразности;
- соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”;
- достижение межпредметных связей;
- усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса.
Учащимся 1 класса оценка не ставится. Оценка качества образования во 2 – 4 классах производиться по пятибалльной системе. Контроль и оценивание складывается из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся, к которым относятся качество овладения программным материалом, а так же их количественных показателей достигнутых в двигательных действиях.
Итог реализации программы осуществляется по четвертям с учётом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы. В начале и в конце учебного года учащиеся 1 ступени образования сдают тесты из шести упражнений на определения уровня физической подготовленности.
По окончании 4 класса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе “Демонстрировать”.
Распределение содержания учебного курса
«Физическая культура» на первой ступени образования по классам обучения (1 – 4 класс)
Разделы и темы |
Количество часов
|
|||
I |
II |
III |
IV |
|
|
В процессе урока |
|||
|
В процессе урока |
|||
(405 час.) |
99 |
102 |
102 |
102 |
Акробатике (72 час.)
|
30
18
30
21 |
30
18
30
24 |
30
18
30
24 |
30
18
30
24 |
|
-
|
-
|
В процессе урока
|
|
Итого: 405 час.
|
99 |
102 |
102 |
102 |
Содержание программы
I - IV класс
Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки.
Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.
Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем).
Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).
Физическое развитие и физическая подготовка
Знания о физической подготовке. Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд.
Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления).
Правила самостоятельного освоения физических упражнений.
Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.
Способы деятельности с общеразвивающей направленностью. Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения).
Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения. Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.
Акробатические упражнения с элементами гимнастики
Организующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.
Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической (низкой) перекладине, состоящие из висов и махов; простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения. Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.
Упражнения лыжной подготовки (при наличии условий). Передвижение ступающим и попеременным двухшажным ходом. Повороты способом «переступание» на месте и в движении. Подъем ступающим шагом и способом «лесенка». Торможение палками, падением и способом «плуг». Спуски в основной и низкой стойке.
Подвижные игры с элементами спортивных игр. Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола.
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
4 класс |
||
1 |
Основы знаний по физической культуре |
В процессе урока |
2 |
Способы физкультурной деятельности
|
В процессе урока |
3 |
Физическое совершенствование
|
102 |
3.1 |
Гимнастика с основами акробатики |
18 |
3.1.1 |
Общеразвивающие упражнения |
18 |
3.1.2 |
Акробатические упражнения |
9 |
3.1.3 |
Прикладно-гимнастические упражнения |
9 |
3.2 |
Лёгкая атлетика |
30 |
3.2.1 |
Ходьба, бег |
12 |
3.2.2 |
Прыжки |
8 |
3.2.3 |
Метание |
10 |
3.3 |
Лыжная подготовка |
24 |
3.3.1 |
Классические лыжные ходы |
8 |
3.3.3 |
Спуски и подъёмы |
6 |
3.3.4 |
Торможения |
6 |
3.3.5 |
Повороты |
6 |
3.4
|
Подвижные игры с элементами спортивных игр |
30 |
3.4.1 |
На материалах гимнастики
|
5 |
3.4.2 |
На материалах лёгкой атлетики
|
5 |
3.4.3 |
С элементами игры в баскетбол
|
10 |
3.4.4 |
С элементами игры в волейбол
|
10 |
4 4.1 4.2 4.3
4.4 4.5 4.6
4.7 |
ОБЖ Что такое чрезвычайная ситуация? Основные принципы самоспасения. Системы оповещения при пожаре, средства пожаротушения. ЧС на дороге ив транспорте ЧС криминогенного характера Безопасное поведение школьников на льду Безопасное поведение школьников на воде |
В процессе урока
|
|
Итого:
|
102 |
Литература:
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/под ред. В.И.Ляха, А.А.Зданевича.-4-е издание,-М.;Просвещение, 2007 год.
Тематическое планирование. Физическая культура 1 – 11 класс /составитель М.И. Васильева, И.А. Гордияш.- Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.
Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе /под редакцией В.С.Кузнецова, Г.А. Колодницкого.- М.; Гуманист. Изд.
центр Владос, 2002 год.
Журнал «Физическая культура в школе».
Книга учителя физической культуры /под ред. Л.И.Кулешова.- М.; 1990 год.
Спортивные игры и методика преподавания /под ред. Ю.И.Портных.-2-е изд.- М.;Физкультура и спорт.
Физическое воспитание учащихся 5 – 9 классов. Пособие для учителя под ред. В.И.Ляха.- 3-у изд.-М.; Просвещение, 2004 год.
.