Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ
Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской COIII
Протокол от 28 августа 2013 г. __________ Н.М. Томилова
№ 1 28 августа 2013 г.
Рабочая программа
среднего общего образования
по химии
Составитель:
Еркина Валентина Ивановна,
учитель первой квалификационной категории
с. Верх-Ича
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» для третьей ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (приказ МОРФ №1089 от 05.03.2004г) на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх –Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 10-11 классов. Изучение химии в данных классах осуществляется за счет часов федерального компонента учебного плана школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на третьей ступени образования. Рабочая программа составлена в преемственности с программой для второй ступени образования.
На изучение данного курса отведено:
10 класс-36 часов(1 час в неделю)
11 класс-34часа(1 час в неделю)
Количество часов отведенные на практические и контрольные работы .
Класс |
Количество контрольных работ за год |
Количество практических работ за год |
10 |
2 |
2 |
11 |
2 |
3 |
итого |
4 |
5 |
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы.
Для достижения поставленных целей используется основная форма организационного процесса-урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, урок –игра, урок проверки и коррекции знаний(контрольная, самостоятельная, тестовая работы). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются следующие принципы как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятольной работы с различными источниками на уроках и во внеурочное время используются метод проекта и научно-исследовательский подход.
Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.
Оценка устного ответа
Отметка “5”:
дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка “4”:
дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности;
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка “3”:
дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка “2”:
ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала;
допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка “1”:
отсутствие ответа.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка “5”:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок;
задача решена рациональным способом.
Отметка “4”:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом;
допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка “3”:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок;
допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка “2”:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка “1”:
отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных умений
(в процессе выполнения практических работ по инструкции)
Оценку ставят тем учащимся, за которыми было организовано наблюдение.
Отметка “5”:
работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка “4”:
работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка “3”:
ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину;
допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по технике безопасности при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка “2”:
допущены две или более существенные ошибки (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по технике безопасности при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.
Отметка “1”:
работа не выполнена, полное отсутствие экспериментальных умений.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимися результаты выполнения опытов.
Отметка “5”:
план решения задачи составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка “4”:
план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
Отметка “3”:
план решения составлен правильно;
осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка “2”:
допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
Отметка “1”:
задача не решена.
Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка “5”:
дан полный правильный ответ на основе изученных теорий;
возможна несущественная ошибка.
Отметка “4”:
допустима некоторая неполнота ответа;
может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка “3”:
работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину);
имеется не более одной существенной ошибки и при этом две-три несущественные.
Отметка “2”:
работа выполнена меньше чем наполовину;
имеется несколько существенных ошибок.
Отметка “1”:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе(приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012года №1067):
Габриелян О.С.,Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.,
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 кл.
В результате изучения программы обучающийся должен:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Основное содержание (70 часов)
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (2ч)
Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ(18ч)
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ(13ч)
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ(25ч)
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ(5ч)
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
Распределение содержания учебного курса «Химия»
на третьей ступени образования по классам обучения (10-11кл)
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов 10 кл |
Количество часов 11кл |
Количество резервных часов |
1 |
Методы познания в химии |
|
2 |
|
2 |
Теоретические основы химии |
|
18 |
|
3 |
Неорганическая химия |
|
13+1резервных |
1 |
4 |
Органическая химия |
25+6резервных |
|
6 |
5 |
Химия и жизнь |
5 |
|
|
6 |
Итого |
36 |
34 |
7 |
Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Практические работы и лабораторные опыты. |
Количество часов |
|
Раздел. Органическая химия. |
|
31 |
1 |
Предмет органической химии |
|
1 |
2 |
Основное положение теории химического строения органических соединений |
|
1 |
3
|
Понятие о гомологии и гомологах |
|
1 |
4 |
Понятие об изомерии и изомерах. |
|
1 |
5 |
Природный газ. Алканы. |
|
1 |
6 |
Алкены. Этилен. |
|
1 |
7 |
Алкадиены. Каучуки |
|
1 |
8 |
Алкины. Ацетилен. |
|
1 |
9 |
Нефть. Состав и переработка. |
|
1 |
10 |
Арены. |
|
1 |
11 |
Повторение темы: «Углеводороды» |
|
1 |
12 |
Контрольная работа№1 по теме: «Углеводороды» |
|
1 |
13 |
Одноатомные спирты |
|
1 |
14 |
Многоатомные спирты |
|
1 |
15 |
Фенол, каменный уголь. |
|
1 |
16 |
Альдегиды. Получение, свойства, применение. |
|
1 |
17 |
Карбоновые кислоты. Получение. |
|
1 |
18 |
Химические свойства уксусной кислоты |
|
1 |
19 |
Сложные эфиры и жиры |
|
1 |
20 |
Углеводы, глюкоза |
|
1 |
21 |
Сахароза |
|
1 |
22 |
Крахмал и целлюлоза. |
|
1 |
23 |
Повторение темы: «Кислородсодержащие соединения». |
|
1 |
24 |
Контрольная работа№2 по теме: «Кислородсодержащие соединения» |
|
1 |
25 |
Амины |
|
1 |
26 |
Анилин |
|
1 |
27 |
Аминокислоты. Получение. Химические свойства. |
|
1 |
28 |
Белки. |
|
1 |
29 |
Нуклеиновые кислоты. |
|
|
30 |
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений. |
Практическая работа №1 |
1 |
31 |
Генетическая связь между классами органических соединений |
|
1 |
|
Раздел: «Химия и жизнь» |
|
5 |
32 |
Химия и здоровье, ферменты, витамины, гормоны. |
|
1 |
33 |
Лекарства. |
Д. Образцы лекарственных препаратов. Лаб.о№9. Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской |
1 |
34 |
Искусственные полимеры, синтетические полимеры.
|
Лаб.о№10. Знакомство с образцами пластмасс и волокон (работа с коллекциями). Лаб.о№11. Знакомство с образцами каучуков (работа с коллекциями). |
1 |
35 |
Практическое занятие №2. Распознавание пластмасс и волокон. |
Практическая работа№2 |
1 |
36 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
|
1 |
Учебно-тематическое планирование. 11 класс
№ п/п |
Тема урока |
Практические работы . |
Количество часов |
|
Раздел 1.Методы познания в химии. |
|
2 |
1.1 |
Научные методы познания веществ и химических явлений. |
|
1 |
2.2 |
Роль эксперимента и теории в химии. |
|
1 |
|
Раздел 2. Теоретические основы химии |
|
18 |
3.1 |
Основные сведения о строении атома. |
|
1 |
4.2 |
Периодический закон Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. |
|
1 |
5.3 |
Ионная химическая связь. |
|
1 |
6.4 |
Ковалентная(полярная и неполярная) химическая связь. |
|
1 |
7.5 |
Металлическая и водородная связи. Единая природа химических связей. |
|
1 |
8.6 |
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. |
|
1 |
9.7 |
Состав вещества. Причины многообразия веществ. |
|
1 |
10.8 |
Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей. |
|
1 |
11.9 |
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. |
|
1 |
12.10. |
Дисперсные системы. Коллоиды. |
|
1 |
13.11 |
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. |
|
1 |
14.12 |
Реакции ионного обмен |
Л.о№1.проведение реакций ионного обмена. |
1 |
15.13 |
Гидролиз неорганических соединения |
Л.о.№2.определение реакции среды с помощью индикатора. |
1 |
16.14 |
Гидролиз органических соединений. |
|
1 |
17.15 |
Окислительно-восстановительные реакции. |
|
1 |
18.16 |
Скорость химической реакции. Обратимость реакции. Химическое равновесие. |
|
1 |
|
|
|
|
19.17 |
Обобщение и систематизация материала по теоретическим основам химии. |
|
1 |
20.18 |
Контрольная работа №1 «Теоретические основы химии.» |
|
1 |
|
Раздел3 Неорганическая химия. |
|
14 |
21.1 |
Классификация и номенклатура неорганических соединений.
|
|
1 |
22.2 |
Оксиды.
|
|
1 |
23.3 |
Кислоты.
|
Л.о№3:взаимодействие цинка и железа с растворами кислот. |
1 |
24.4 |
Основания. |
Л.о№4взаимодействие кислот со щелочами. |
1 |
25.5 |
Соли. |
Л.о№5:распознавние хлоридов и сульфатов. |
1 |
26.6 |
Генетическая связь между классами соединений |
|
1 |
27.7 |
Металлы и их свойства. |
Л.о№6знакомство с образцами металлов и их рудами. |
1 |
28.8 |
Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. |
|
1 |
29.9 |
Неметаллы и их свойства. Благородные газы. |
|
1 |
30.10 |
Общая характеристика галогенов. |
|
1 |
31.11 |
Практическая работа№ 1. «Получение газов и изучение их свойств.» |
Практическая работа №1 |
1 |
32.12 |
Практическая работа №2 «Идентификация неорганических веществ.» |
Практическая работа №2 |
1 |
33.13 |
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме металлы и неметаллы» |
Практическая работа №3 |
1 |
34.14 |
Контрольная работа № 2 в разделе «Неорганическая химия» |
|
1 |
Учебно- методический комплекс.
Для учителя:
.1.Габриелян.О.С. Химия. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -17-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010,- 270 с.
2.Габриелян.О.С. Химия. 11класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -7-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012,- 270 с.
3 Поурочные планы. Химия 10 класс по учебнику О.С. Габриеляна, «Учитель», 2005,-155 с.
4 Поурочные планы. Химия 11 класс по учебнику О.С. Габриеляна, «Учитель», 2006,-165 с.
5 Контрольные и проверочные работы. Химия 11 класс. К учебнику О.С. Габриеляна, М. : Дрофа, 2006 г.-145с.
5 Контрольные и проверочные работы. Химия 10 класс. К учебнику О.С. Габриеляна, М. : Дрофа, 2010 г.-155с.
6 Тематическое и поурочное планирование. Химия 11 класс. Методическое пособие. А.Ю. Гранкова, АСТ. Астрель. М : 2007г, -170 с.
7 Химия ЕГЭ. АСТ. Астрель. М.: 2010 г.-130 с.
8 Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С. Габриеляна, И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской) / Сост. В.Е. Морозов. - 3 -е изд. М.:Планета, 2010. 221 с.-(Образовательный стандарт)
9 Тесты по химии 11 класс. М.: Учитель. 2010 г.
Для учащихся:
1.Габриелян.О.С. Химия. 10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -17-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010,- 270 с.
2.Габриелян.О.С. Химия. 11класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -7-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012,- 270 с.
3 Габриелян.О.С. Химия 10 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10» /О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011- 176 с.
4 Габриелян.О.С. Химия 11 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11» /О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010- 176 с.
Учебно- методический комплекс.
Для учителя:
.1.Габриелян.О.С. Химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -17-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010,- 270 с.
2.Габриелян.О.С. Химия. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -7-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012,- 270 с.
3 Поурочные разработки по химии 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна, М.Ю.Горковенко, «Вако», М. : 2005 г-155 с.
4 Поурочные планы. В.Г. Денисова. Химия 8 класс. М.: Дрофа. 2003-165 с.
5 Контрольные и проверочные работы. Химия 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна, М. : Дрофа, 2010 г — 145с.
6 Настольная книга учителя химии 8 класс. О.С. Габриелян. М.: Дрофа «2002 г. - 330с.
7 Поурочные планы. Химия 9 класс по учебнику О.С. Габриеляна, В Г Денисова. «Учитель», 2002-155 с
8 Поурочные планы. Химия 9 класс Часть 1-я и часть 2-я по учебнику О.С. Габриеляна, С.В. Бочарова. «Учитель — АСТ», 2003 .
9 Контрольные и проверочные работы. Химия 9 класс. К учебнику О.С. Габриеляна, « Экзамен», 2004 г.
Для учащихся :
1.Габриелян.О.С. Химия. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -17-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010,- 270 с.
2.Габриелян.О.С. Химия. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. -7-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2012,- 270 с.
3 Габриелян.О.С. Химия 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8класс» /О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011- 176 с.
4 Габриелян.О.С. Химия 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» /О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010- 150с.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.