Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ
Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской COIII
Протокол от 28 августа 2013 г. __________ Н.М. Томилова
№ 1 28 августа 2013 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по природоведению
Составитель:
Еркина Валентина Ивановна,
учитель первой квалификационной категории
с. Верх-Ича
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для второй ступени образования составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОРФ №1089 от 05.03.2004г) .
В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 5 класса. Изучение биологии в данных классах осуществляется за счет часов федерального компонента базисного учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:
70 часов (2часа в неделю)
Количество часов отведенных на практические работы:
Класс |
Количество работ за год |
5 |
18 |
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей :
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.
Для достижения поставленных целей используется основная форма организационного процесса-урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, урок –игра, урок проверки и коррекции знаний(контрольная, самостоятельная, тестовая работы). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются следующие принципы как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и во внеурочное время используются метод проекта и научно-исследовательский подход.
Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.
Оценка устного ответа
Отметка “5”:
дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка “4”:
дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности;
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка “3”:
дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка “2”:
ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала;
допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка “1”:
отсутствие ответа.
Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка “5”:
дан полный правильный ответ на основе изученных теорий;
возможна несущественная ошибка.
Отметка “4”:
допустима некоторая неполнота ответа;
может быть не более двух несущественных ошибок.
Отметка “3”:
работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину);
имеется не более одной существенной ошибки и при этом две-три несущественные.
Отметка “2”:
работа выполнена меньше чем наполовину;
имеется несколько существенных ошибок.
Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образоватеньном процессе (приказ Минобрнауки от 19 декабря 2012г №1067).
Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил.
Итог реализации программы в 5 классе проводится в форме контрольных работ или тестирования.
В результате изучения программы обучающийся должен:
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Практические работы:
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Глобус.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
Работа с подвижной картой звездного неба.
Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].
Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].
Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Распределение содержания учебного курса «Природоведение»
для второй ступени образования
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Как человек изучает природу |
10 |
2 |
Многообразие тел, веществ и явлений |
50 |
3 |
Здоровье человека и безопасность жизни |
10 |
|
Итого: |
70 |
Учебно-тематическое планирование. 5 класс.
№ п/п |
Раздел и тема урока. |
Демонстрации. Практические работы. |
Количество часов |
|
|
Раздел 1. Как человек изучает природу |
|
|
|
1.1 |
Живая и неживая природа |
|
1 |
|
2.2 |
Изменения как методы изучения природы |
|
1 |
|
3.3 |
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами |
Практическая работа №1
|
1 |
|
4.4 |
Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования |
|
1 |
|
5.5 |
Правила безопасного использования лабораторного оборудования |
Практическая работа №2 |
1 |
|
6.6 |
Конструирование простейших измерительных приборов |
Практическая работа№3 |
1 |
|
7.7 |
Загадки природы |
|
1 |
|
8.8 |
Единство живой и неживой природы |
|
1 |
|
9.9 |
Изменяется ли окружающий нас мир |
|
1 |
|
10.10 |
Могут ли в живых организмах происходить физические изменения. Работа по справочным изданиям. |
Практическая работа №4. Зависимость скорости испарения от температуры и площади. Практическая работа №5 |
11 |
|
|
Раздел 2. Многообразие тел, веществ и явлений |
|
|
|
11.1 |
Всё течёт, всё изменяется |
|
1 |
|
12.2 |
Описание признаков 2х-3х веществ |
Практическая работа №6 |
1 |
|
13.3 |
Чем различаются химические и физические явления |
|
1 |
|
14.4 |
Как узнать, что химическая реакция произошла |
Практическая работа №7. Признаки химических реакций |
1 |
|
15.5 |
Можно ли повлиять на химическую реакцию |
|
1 |
|
16.6 |
Вещества, образуемые растениями |
|
1 |
|
17.7 |
Что необходимо знать, изучая физические явления |
|
1 |
|
18.8 |
Магнитные, электрические и механические явления |
Практическая работа.№8 Знакомство с магнитными и электрическими явлениями. |
1 |
|
19.9 |
Световые явления в живой и неживой природе |
. |
1 |
|
20.10 |
Звуковые явления в живой и неживой природе. |
|
1 |
|
21.11 |
Проведем итоги по теме физические и химические явления |
|
1 |
|
22.12 |
Как идет жизнь на земле. Прибор открывающий и невидимое. |
Практическая работа №9. Знакомство с микроскопом |
1 |
|
23.13 |
Живое и неживое под микроскопом. |
Практическая работа №10. Приготовление микропрепарата. |
1 |
|
24.14 |
Как размножаются живые организмы |
|
1 |
|
25.15 |
Как размножаются животные |
|
1 |
|
26.16 |
Как размножаются растения. |
|
1 |
|
27.17 |
Строение семени |
Практическая работа №11. Изучение строения семени. |
1 |
|
28.18 |
Могут ли растения производить потомство без помощи семян |
|
1 |
|
29.19 |
Как переселяются растения |
|
1 |
|
30.20 |
Подведем итоги |
|
1 |
|
31.21 |
Почему всем хватает места на Земле |
Практическая работа №12 Исследование влияние температуры, влажности на прорастание семян.
|
1 |
|
32.22 |
Как животные переносят неблагоприятные условия среды |
|
1 |
|
33.23 |
Правда ли что растения кормят всех даже хищников? |
|
1 |
|
34.24 |
Подведем итоги |
|
1 |
|
35.25 |
Как питаются разные животные |
|
1 |
|
36.26 |
Как питаются растения |
|
1 |
|
37.27 |
Только ли лист кормит растение |
|
1 |
|
38.28 |
Как питаются паразиты |
|
1 |
|
39.29 |
Подведем итоги о питании организмов |
|
1 |
|
40.30 |
Нужны ли минеральные соли животным и человеку |
|
1 |
|
41.31 |
Можно ли жить без воды |
|
1 |
|
42.32 |
Можно ли жить не питаясь |
|
1 |
|
43.33 |
Как можно добыть энергию для жизни |
|
1 |
|
44.34 |
Зачем живые организмы запасают питательные вещества |
|
1 |
|
45.35 |
Подведем итоги. Какие нужны вещества организму |
|
1 |
|
46.36 |
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом |
|
1 |
|
47.37 |
Разнообразие клеток многоклеточного организма |
|
1 |
|
48.38 |
Можно ли жить и не дышать |
|
1 |
|
49.39 |
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду |
|
1 |
|
50.40 |
Подведем итоги: Что мы узнали о жизни на Земле. |
|
1 |
|
51.41 |
Движение литосферы. |
|
1 |
|
52.42 |
Наблюдение погоды |
Практическая работа №13 |
1 |
|
53.43 |
Движение атмосферы |
|
1 |
|
54.44 |
Движение гидросферы. Круговорот воды в природе |
|
1 |
|
55.45 |
Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы |
|
1 |
|
56.46 |
Движение небесных тел Солнечной системы |
|
1 |
|
57.47 |
Ориентирование на местности с помощью компаса, по солнцу и часам. |
Практическая работа №14 |
1 |
|
58.48 |
Определение сторон горизонта по звездам. |
Практическая работа №15 |
1 |
|
59.49 |
Определение на звездной карте созвездии северного полушария. |
Практическая работа №16 |
1 |
|
60.50 |
Звезды на небе галактики. |
|
1 |
|
|
Раздел 3. Здоровье человека и безопасность жизни. |
|
6 |
|
61.1 |
Человек – часть природы |
|
1 |
|
62.2 |
Определение развития своего организма. |
Практическая работа №17 |
1 |
|
63.3 |
Влияние человека на здоровье |
|
1 |
|
64.4 |
Вредные привычки и их предупреждение |
|
1 |
|
65.5 |
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения |
|
1 |
|
66.6 |
Простейшие способы оказания первой помощи при травмах и кровотечениях |
|
1 |
|
67.7 |
Овладение приёмами первой медицинской помощи при травмах |
Практическая работа №18 |
1 |
|
68.8 |
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека |
|
1 |
|
69.9 |
Наблюдение за самочувствием человека |
Практическая работа №19 |
1 |
|
70.10 |
Подведём итоги о здоровье человека |
|
1 |
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил.
Для учителя:
Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил.
Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./В.М.Пакулова, Н.В.Иванова.-3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа,2009.-222с.
Природоведение 5 класс: Методика для учителя.-М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2008-72с.