Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ

Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской COIII

Протокол от 28 августа 2013 г. __________ Н.М. Томилова

1 28 августа 2013 г.


Рабочая программа

основного общего образования

по природоведению







Составитель:

Еркина Валентина Ивановна,

учитель первой квалификационной категории








с. Верх-Ича

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для второй ступени образования составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОРФ №1089 от 05.03.2004г) .

В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 5 класса. Изучение биологии в данных классах осуществляется за счет часов федерального компонента базисного учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:

70 часов (2часа в неделю)

Количество часов отведенных на практические работы:


Класс

Количество работ за год

5

18


Рабочая программа направлена на достижение следующих целей :


Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.

Для достижения поставленных целей используется основная форма организационного процесса-урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, урок –игра, урок проверки и коррекции знаний(контрольная, самостоятельная, тестовая работы). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются следующие принципы как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и во внеурочное время используются метод проекта и научно-исследовательский подход.

Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.








Оценка устного ответа


Отметка “5”:

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка “4”:

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности;

допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка “3”:

дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка “2”:

ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала;

допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка “1”:

отсутствие ответа.

Оценка за письменную контрольную работу


При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка “5”:

дан полный правильный ответ на основе изученных теорий;

возможна несущественная ошибка.

Отметка “4”:

допустима некоторая неполнота ответа;

может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка “3”:

работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину);

имеется не более одной существенной ошибки и при этом две-три несущественные.

Отметка “2”:

работа выполнена меньше чем наполовину;

имеется несколько существенных ошибок.


Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образоватеньном процессе (приказ Минобрнауки от 19 декабря 2012г №1067).

Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил.

Итог реализации программы в 5 классе проводится в форме контрольных работ или тестирования.

В результате изучения программы обучающийся должен:

знать/понимать

уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:










ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)

Как человек изучает природу (10 час)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.


Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

Конструирование простейших измерительных приборов.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

Многообразие тел, веществ и явлений природы (40 час)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Карта звездного неба.

Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Глобус.

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).


Практические работы:

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].

Работа с подвижной картой звездного неба.

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].


Здоровье человека и безопасность жизни (10 час)

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Резерв учебного времени 10 часов












Распределение содержания учебного курса «Природоведение»

для второй ступени образования


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Как человек изучает природу

10

2

Многообразие тел, веществ и явлений

50

3

Здоровье человека и безопасность жизни

10


Итого:

70























Учебно-тематическое планирование. 5 класс.

п/п

Раздел и тема урока.

Демонстрации.

Практические работы.

Количество часов


Раздел 1. Как человек изучает природу



1.1

Живая и неживая природа


1

2.2

Изменения как методы изучения природы


1

3.3

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами

Практическая работа №1


1

4.4

Знакомство с назначением и правилами использования лабораторного оборудования


1

5.5

Правила безопасного использования лабораторного оборудования

Практическая работа №2

1

6.6

Конструирование простейших измерительных приборов

Практическая работа№3

1

7.7

Загадки природы


1

8.8

Единство живой и неживой природы


1

9.9

Изменяется ли окружающий нас мир


1

10.10

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения. Работа по справочным изданиям.

Практическая работа №4. Зависимость скорости испарения от температуры и площади.

Практическая работа №5

11


Раздел 2. Многообразие тел, веществ и явлений



11.1

Всё течёт, всё изменяется


1

12.2

Описание признаков 2х-3х веществ

Практическая работа №6

1

13.3

Чем различаются химические и физические явления


1

14.4

Как узнать, что химическая реакция произошла

Практическая работа №7. Признаки химических реакций

1

15.5

Можно ли повлиять на химическую реакцию


1

16.6

Вещества, образуемые растениями


1

17.7

Что необходимо знать, изучая физические явления


1

18.8

Магнитные, электрические и механические явления

Практическая работа.№8 Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

1

19.9

Световые явления в живой и неживой природе

.

1

20.10

Звуковые явления в живой и неживой природе.


1

21.11

Проведем итоги по теме физические и химические явления


1

22.12

Как идет жизнь на земле. Прибор открывающий и невидимое.

Практическая работа №9. Знакомство с микроскопом

1

23.13

Живое и неживое под микроскопом.

Практическая работа №10. Приготовление микропрепарата.

1

24.14

Как размножаются живые организмы


1

25.15

Как размножаются животные


1

26.16

Как размножаются растения.


1

27.17

Строение семени

Практическая работа №11. Изучение строения семени.

1

28.18

Могут ли растения производить потомство без помощи семян


1

29.19

Как переселяются растения


1

30.20

Подведем итоги


1

31.21

Почему всем хватает места на Земле

Практическая работа №12 Исследование влияние температуры, влажности на прорастание семян.


1

32.22

Как животные переносят неблагоприятные условия среды


1

33.23

Правда ли что растения кормят всех даже хищников?


1

34.24

Подведем итоги


1

35.25

Как питаются разные животные


1

36.26

Как питаются растения


1

37.27

Только ли лист кормит растение


1

38.28

Как питаются паразиты


1

39.29

Подведем итоги о питании организмов


1

40.30

Нужны ли минеральные соли животным и человеку


1

41.31

Можно ли жить без воды


1

42.32

Можно ли жить не питаясь


1

43.33

Как можно добыть энергию для жизни


1

44.34

Зачем живые организмы запасают питательные вещества


1

45.35

Подведем итоги. Какие нужны вещества организму


1

46.36

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом


1

47.37

Разнообразие клеток многоклеточного организма


1

48.38

Можно ли жить и не дышать


1

49.39

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду


1

50.40

Подведем итоги: Что мы узнали о жизни на Земле.


1

51.41

Движение литосферы.


1

52.42

Наблюдение погоды

Практическая работа №13

1

53.43

Движение атмосферы


1

54.44

Движение гидросферы. Круговорот воды в природе


1

55.45

Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы


1

56.46

Движение небесных тел Солнечной системы


1

57.47

Ориентирование на местности с помощью компаса, по солнцу и часам.

Практическая работа №14

1

58.48

Определение сторон горизонта по звездам.

Практическая работа №15

1

59.49

Определение на звездной карте созвездии северного полушария.

Практическая работа №16

1

60.50

Звезды на небе галактики.


1


Раздел 3. Здоровье человека и безопасность жизни.


6

61.1

Человек – часть природы


1

62.2

Определение развития своего организма.

Практическая работа №17

1

63.3

Влияние человека на здоровье


1

64.4

Вредные привычки и их предупреждение


1

65.5

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения


1

66.6

Простейшие способы оказания первой помощи при травмах и кровотечениях


1

67.7

Овладение приёмами первой медицинской помощи при травмах

Практическая работа №18

1

68.8

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека


1

69.9

Наблюдение за самочувствием человека

Практическая работа №19

1

70.10

Подведём итоги о здоровье человека


1


























Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил.

Для учителя:

Природоведение: 5класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./Т.С.Сухова, В.И.Строганов.-2-е издание, дораб.-М.: Вентана-Граф,2008.-224с.:ил.

Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./В.М.Пакулова, Н.В.Иванова.-3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа,2009.-222с.

Природоведение 5 класс: Методика для учителя.-М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2008-72с.