Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ
Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской COIII
Протокол от 28 августа 2013 г. __________ Н.М. Томилова
№ 1 28 августа 2013 г.
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии
Составитель:
Еркина Валентина Ивановна
первой квалификационной категории
с. Верх-Ича
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для второй ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089) на основе Примерной программы основного общего образования по биологии .
В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа по биологии рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 6-9 классов. На изучение курса биологии на второй ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю из федерального компонента) и 1 час из регионального компонента, где изучается система, многообразие и эволюция живой природы на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов Новосибирской области. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, используется 35 часов учебного времени из регионального компонента. Итого-270 часов.
Часы распределены по классам:
6 класс – 70 часов (2 часа в неделю);
7 класс – 70 часов (2 часа в неделю);
8 класс – 72 часа (2 часа в неделю);
9 класс – 68 часа (2 часа в неделю)
Рабочая программа по биологии на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач, образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.
Для достижения поставленных целей и задач используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки и коррекции знаний (контрольная, самостоятельная, тестовая работы, диктант).
При планировании урока подбираются различные методы в зависимости от темы, цели, индивидуальных особенностей учащихся.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной информации |
По степени самостоятельности мышления обучающихся |
По характеру управления учебной работой |
коммуникативные беседа
наглядные
практические упражнения |
|
работа с книгой; работа по плану; выполнение письменных заданий
|
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля и
самоконтроля Методы письменного контроля и
самоконтроля
индивидуальный опрос
фронтальный опрос
устный самоконтроль
контрольные работы
самостоятельные работы
тестовые работы
биологические диктанты
Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.
Критерии оценки знаний и умений по биологии
Оценка устного ответа
Отметка “5”:
дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка “4”:
дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности;
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка “3”:
дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.
Отметка “2”:
ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала;
допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка “1”:
отсутствие ответа.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка “1” ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка “3” ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Примечание.
1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
3.4. Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка “5” ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3) логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка “4” ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “3” ставится, если ученик:
допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3) допустил 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка “1” ставится, если ученик:
Не владеет умением проводить наблюдение.
Для реализации программы используются учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067) :
1. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для 6 класса общеобразовательной школы/И.Н.Понамарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, под ред.проф. И.Н.Понаморевой.-М.:Вентана-Граф,2009г.
2. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/В.М.Константинов, В.Г.Бабаенко, В.С.Кучменко-М.:Вентана-Граф,2009г.
3.Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса для общеобразовательных учреждений/А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.-М.:Вентана-Граф,2009г.
4.Основы общей биологии:учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/И.Н.Понамарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.-М.:Вентана-Граф,2009г.
Итог реализации программы в 6-9 классах осуществляется в форме промежуточной аттестации, в 9 классе в новой форме, в форме ГИА Промежуточная аттестация обучающихся 6-9 классов проводится в форме контрольных работ или тестирования.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Основное содержание (245 час)
Биология как наука. Методы биологии ( 3 час)
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Демонстрации:
Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение за ростом и развитием растений и животных.
Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
Опыты по изучению состава почвы.
Система органического мира (25 час)
Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность1.
Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.
Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.
Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.
Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.
Демонстрации:
Классификация организмов
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Строение и многообразие бактерий
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты
Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)
Животные – возбудители и переносчики заболеваний
Строение вируса
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения
Выявление роли света и воды в жизни растений
Размножение комнатных растений
Изучение строения плесневых грибов
Распознавание съедобных и ядовитых грибов
Изучение внешнего строения млекопитающего
Изучение внутреннего строения млекопитающего
Наблюдение за поведением животных
Многообразие и эволюция живой природы (62 час)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.
Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.
Демонстрации:
Многообразие видов
Приспособления у организмов к среде обитания
Растения разных отделов, семейств, видов
Одноклеточные животные
Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных
Строение и многообразие червей
Строение и многообразие моллюсков
Строение и многообразие членистоногих
Строение и многообразие рыб
Строение и многообразие земноводных
Строение и многообразие пресмыкающихся
Строение и многообразие птиц
Строение и многообразие млекопитающих
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения водорослей
Изучение внешнего строения мхов
Изучение внешнего строения папоротника
Изучение строения и многообразия голосеменных растений
Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих
Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни
Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни
Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Распознавание растений разных отделов
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности
Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур
Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)
Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)
Выявление приспособлений у растений к среде обитания
Выявление приспособлений у животных к среде обитания
Распознавание животных разных типов
Распознавание домашних животных
Признаки живых организмов (34 час)
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.
Демонстрации:
Приспособления к среде обитания у организмов
Клетки растений, животных, грибов и бактерий
Хромосомы
Деление клетки
Половое и бесполое размножение
Половые клетки
Оплодотворение
Изменчивость у организмов
Порода, сорт
Одноклеточные и многоклеточные организмы
Признаки вида
Экосистема
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание
Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание
Изучение клеток бактерий
Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Распознавание органов у растений
Распознавание органов и систем органов у животных
Выявление изменчивости у организмов
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (28 час)
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации:
Экологические факторы
Структура экосистемы
Пищевые цепи и сети
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
Агроэкосистема
Границы биосферы
Лабораторные и практические работы
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
Изучение и описание экосистемы своей местности
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (60ч. )
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации:
Сходство человека и животных
Строение и разнообразие клеток организма человека
Ткани организма человека
Органы и системы органов организма человека
Нервная система
Железы внешней и внутренней секреции
Пищеварительная система
Система органов дыхания
Механизм вдоха и выдоха
Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении
утопающего
Состав крови
Группы крови
Кровеносная система
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях
Лимфатическая система
Мочеполовая система
Строение опорно-двигательной системы
Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы
Строение кожи
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях
Анализаторы
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты
крови человека и лягушки)
Измерение массы и роста своего организма
Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
Определение норм рационального питания
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
Определение частоты дыхания
Измерение кровяного давления
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал
Изучение внешнего вида отдельных костей
Изучение изменения размера зрачка
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
Примерные темы экскурсий
Многообразие растений своей местности
Сезонные явления в природе
Способы размножения растений, распространение плодов и семян
Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека
Экосистема своей местности ( лес, луг, водоем).
Агроэкосистема своей местности ( парк, сад, сквер, поле, пруд).
Эволюция органического мира ( палеонтологический музей).
Резервное время – 33 часов
Содержание курса «Биология» на второй ступени образования составляющий региональный компонент, включенный учителем для изучения живой природы Новосибирской области
Раздел 1. Система органического мира(16 часов)
Семенные и споровые растения на примере растений НСО. Условия жизни растений. НСО. Среды жизни растений. Экскурсия: Осенние явления в жизни растений. Многообразие растений местной флоры. Правила посадки растений с учетом экологических условий Н.С.О. Значение корней и их разнообразие на примере местных растений.. Видоизменение листьев в местной флоре. Видоизменение подземных побегов на примере растений местной флоры. Цветение и опыление растений произрас Экскурсия «Жизнь растений зимой и их приспособленность к местным условиям» Экологические группы растений Н.С.О. Использование вегетативного размножения на примере растений местной флоры. Значение бактерий .Бактериальные болезни у местных растений и животных Многообразие и значение грибов на примере грибов в Н.С.О Лишайники. Общая характеристика, строение, их многообразие в НСО
Раздел 2. Многообразие и эволюция живой природы (10 часов)
Многообразие водорослей и их значение в б.г.ц. водоемов Н СО.
Отдел Моховидные. Общая характеристика .Их значение в жизни экосистем НСО. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение их в экосистемах НСО. Общая характеристика и значение голосеменных, произрастающих в НСО. Семейства класса Двудольных на примере представителей местной флоры. Семейства Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Пасленовые. Разнообразие растений произрастающих в НСО. Семейства класса Однодольные растения . Значение злаков местной флоры. Распознавание растений своей местности. Многообразие и происхождение культурных растений. Местные растения огорода. Распознавание важнейших с/х культур.
Раздел 4. Взаимосвязи организмов и окружающая среда.(9часов)
Разнообразие б.г.ц. Н.С.О. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе местной флоры. Смена природных сообществ на примере окрестных экосистем села Верх-Ича Многообразие природных сообществ. Растения луга местной флоры. Растения болот местной флоры. Растения леса местной флоры. Описание редких и охраняемых растений в Н.С.О. Описание редких и охраняемых растений в Н.С.О. Способы размножения растений и распространения плодов и семян.»
Распределение содержания учебного курса «Биология»
на второй ступени образования по классам обучения (5-9 классы)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Количество часов по классам |
|||||
По программе |
Резервных по программе |
Часы регионального компонента |
6кл |
7кл |
8кл |
9кл |
||
1 |
Биология как наука. Методы биологии |
3 |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
2 |
Система органического мира |
25 |
13 |
12 |
44 |
6 |
|
|
3 |
Многообразие и эволюция живой природы |
62 |
11 |
13 |
16 |
58 |
|
22 |
4 |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
28 |
|
10 |
10 |
5 |
|
13 |
5 |
Признаки живых организмов |
34 |
|
|
|
|
|
34 |
6 |
Человек-часть биосферы |
60 |
9 |
|
|
|
69 |
|
|
Итого |
212+33(резерв) =245 |
33 |
35 |
70 |
70 |
70 |
70 |
Распределение содержания учебного курса «Биология» на второй ступени образования по классам обучения (5-9 классы)
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Количество часов по классам |
|||||
По программе |
Резервных по программе |
Часы регионального компонента |
6кл |
7кл |
8кл |
9кл |
||
1 |
Биология как наука. Методы биологии |
3 |
|
|
|
|
2 |
1 |
2 |
Система органического мира |
25 |
13 |
12 |
44 |
6 |
|
|
3 |
Многообразие и эволюция живой природы |
62 |
10 |
13 |
16 |
57 |
|
12 |
4 |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды |
28 |
|
10 |
10 |
7 |
|
21 |
5 |
Признаки живых организмов |
34 |
|
|
|
|
|
34 |
6 |
Человек-часть биосферы |
60 |
10 |
|
|
|
70 |
|
|
Итого |
212+33(резерв) =245 |
33 |
35 |
70 |
70 |
72 |
68 |
-+
Учебно-тематическое планирование в 7 классе
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Лабораторные работы |
Количество часов |
|
Раздел 2Система органического мира. |
|
6 |
1.1 |
Зоология-наука о животных
|
|
|
2.2 |
Классификация животных. Основные систематические группы. |
Л.р№1.Определение животных к определенной систематической группе. |
1 |
3.3 |
Клетка
|
|
1 |
4.4 |
Ткани |
|
|
5.5 |
Органы и системы органов |
|
|
6.6 |
Обобщение по теме: «Общие сведения о многообразии животных», «Строение тела животных» |
|
1 |
|
Раздел3.Многообразие и эволюция живой природы |
|
57 |
7.1 |
Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Амебы |
|
1 |
8.2 |
Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая
|
|
1 |
9.3 |
Тип инфузории или Ресничные. Инфузория туфелька |
|
1 |
10.4 |
Многообразие простейших. Обобщение по теме: « Подцарство Простейшие» |
|
1 |
11.5 |
Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. |
|
1 |
12.6 |
Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме тип Кишечнополостные. |
|
1 |
13.7 |
Тип Плоские черви. Белая планария
|
|
1 |
14.8 |
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни |
|
1 |
15.9 |
Тип Круглые черви. Класс Нематод
|
|
1 |
16.10 |
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви |
|
1 |
17. 11 |
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые |
|
1 |
18. 12 |
Обобщение знаний по теме «Типы плоские, круглые и кольчатые черви» |
|
1 |
19. 13 |
Класс Брюхоногие моллюски |
|
1 |
20.14 |
Класс Двустворчатые моллюски
|
|
1 |
21.15 |
Класс Головоногие моллюски
|
|
1 |
22. 16 |
Обобщение по теме: «Моллюски»
|
|
1 |
23. 17 |
Класс Ракообразные
|
|
1 |
24. 18 |
Класс Паукообразные
|
|
1 |
25. 19 |
Класс Насекомые
|
Л.р№2Внешнее строение и многообразия насекомого. |
1 |
26. 20 |
Типы развития насекомых
|
|
1 |
27. 21 |
Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых |
|
1 |
28. 22 |
Насекомые вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека |
|
1 |
29. 23 |
Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» |
|
1 |
30. 24 |
Внешнее строение костной рыбы |
Л.р№3.Внешнее строение рыб в связи с образом жизни. |
1 |
31. 25 |
Внутреннее строение рыб
|
|
1 |
32. 26 |
Особенности размножения рыб
|
|
1 |
33. 27 |
Основные систематические группы рыб. Классы хрящевые и костные рыбы |
|
1 |
34. 28 |
Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана |
|
1 |
35. 29 |
Общая характеристика надкласса Рыбы. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы» |
|
1 |
36. 30 |
Место обитания, внешнее и внутреннее строение земноводных |
Л.р.№4Внешнее строение лягушки в связи с образом жизни. |
1 |
37. 31 |
Строение и деятельность систем внутренних органов |
|
1 |
38. 32 |
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных |
|
1 |
39. 33 |
Многообразие земноводных
|
|
1 |
40. 34 |
Обобщение знаний по теме: «Класс Земноводные» |
|
1 |
41. 35 |
Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся |
|
1 |
42. 36 |
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся |
|
1 |
43. 37 |
Многообразие пресмыкающихся
|
|
1 |
44. 38 |
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся |
|
1 |
45. 39 |
Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц |
Л.р№5.Внешнее строение птиц в связи с образом жизни. |
1 |
46. 40 |
Внутреннее строение птиц
|
|
1 |
47. 41 |
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные изменения в жизни птиц |
|
1 |
48. 42 |
Многообразие в жизни птиц. Систематические и экологические группы птиц |
|
1 |
49. 43 |
Значение и охрана птиц
|
|
1 |
50. 44 |
Обобщение знаний по теме «Класс птицы» |
|
1 |
51. 45 |
Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих |
Л.р№6 Внешнее и внутреннего строения млекопитающих . |
1 |
52. 46 |
Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы |
|
1 |
53. 47 |
Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы |
|
1 |
54. 48 |
Размножение развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих |
|
1 |
55. 49 |
Высшие или плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные |
|
1 |
56. 50 |
Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные |
|
1 |
57. 51 |
Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих |
Л.р.№7 Выявление приспособлений у разных животных к среде обитания. |
1 |
58. 52 |
Значение млекопитающих для человека |
Л.р№8.Распознавание домашних животных. |
1 |
59. 53 |
Обобщение знаний по теме: «Млекопитающие» |
|
1 |
60. 54 |
Доказательства эволюции животного мира |
|
1 |
61. 55 |
Основные этапы развития животного мира у беспозвоночных . |
|
1 |
62. 56 |
Основные этапы развития животного мира у позвоночных. |
|
1 |
63. 57 |
Усложнение организмов в процессе эволюции. |
|
|
|
Раздел 3. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
|
7 |
64. 1 |
Естественные природные и культурные сообщества |
|
1 |
65. 2 |
Экскурсия «Многообразие животных своей местности, и их роль в природе и жизни человека.» |
Л.р №9 Наблюдение за поведением животных. |
1 |
66. 3 |
Среды жизни. Взаимосвязи животных в природе |
|
1 |
67. 4 |
Царство живой природы и характерные признаки. Роль в природном сообществе |
|
1 |
68. 5 |
Влияние человека на животных |
|
1 |
69. 6 |
Распознавание животных разных типов |
Л.р.№ 10 Распознавание животных разных типов. |
|
70. 7 |
Итоговый урок по курсу «Животные» |
|
|
Учебно-тематическое планирование в 8 классе
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Лабораторные работы |
Количество часов. |
|
Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии |
|
2 |
1.1 |
Введение. Науки об организме человека |
|
1 |
2.2 |
Биосоциальная природа человека. |
|
1 |
|
Раздел 2. Человек-часть биосферы |
|
70 |
3.1 |
Структура тела. Место человека в живой природе |
|
1 |
4.2 |
Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность |
|
1 |
5.3 |
Ткани |
Л.р№1.Изучение эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.
|
1 |
6.4 |
Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция |
Л.р №2 Распознавание на таблицах органов и систем органов. |
1 |
7.5 |
Скелет. Строение и состав костей
|
Л.р.№3 Изучение внешнего вида отдельных костей. |
1 |
8.6 |
Соединения костей
|
|
1 |
9.7 |
Скелет головы и туловища
|
|
1 |
10.8 |
Скелет конечностей
|
|
1 |
11.9 |
Первая помощь при травмах
|
|
1 |
12.10 |
Мышцы. Типы мышц, их строение и значение |
|
1 |
13.11 |
Работа мышц.
|
Л.р № 4 .Выявление влияния динамической и статической работы на утомление мышц. |
1 |
14.12 |
Нарушение осанки и плоскостопие
|
|
1 |
15.13 |
Развитие опорно-двигательной системы
|
Л.р.№ 5 Измерение массы и роста своего организма. |
1 |
16.14 |
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» |
|
1 |
17.15 |
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав |
Л.р№6.Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки. |
1 |
18.16 |
Иммунитет
|
|
1 |
19.17 |
Тканевая совместимость и переливание крови |
|
1 |
20.18 |
Строение и работа сердца.
|
|
|
21.19 |
Круги кровообращения
|
|
1 |
22.20 |
Движение лимфы
|
|
1 |
23.21 |
Движение крови по сосудам |
Л.р.№ 7 Измерение пульса. Сравнение пульса до и после 20 приседаний. |
1 |
24.22 |
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов |
Л.р№ 8 .Измерение кровяного давления. |
1 |
25.23 |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов |
|
1 |
26.24 |
Первая помощь при кровотечениях |
Л.р№9.Приемы остановки кровотечения. |
1 |
27.25 |
Обобщение по теме «Кровь, кровообращение» |
|
|
28.26 |
Значение дыхания. Органы дыхания
|
|
1 |
29.27 |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях |
Л.р№10.Определение частоты дыхания. |
1 |
30.28 |
Дыхательные движения
|
|
1 |
31.29 |
Регуляция дыхания
|
|
1 |
32.30 |
Болезни органов дыхания и их предупреждение |
|
1 |
33.31 |
Первая помощь при поражении органов дыхания |
|
1 |
34.32 |
Обобщение по теме «Дыхание»
|
|
|
35.33 |
Значение пищи и ее состав
|
|
1 |
36.34 |
Органы пищеварения
|
|
1 |
37.35 |
Строение и значение зубов
|
|
1 |
38.36 |
Пищеварение в ротовой полсти и желудке |
Л.р№ 11Действие ферментов слюны на крахмал и желудочного сока на белки. |
1 |
39.37 |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ |
|
1 |
40.38 |
Регуляция пищеварения
|
|
1 |
41.39 |
Гигиена питания. Профилактика органов пищеварения |
|
1 |
42.40 |
Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система» |
|
1 |
43.41 |
Обменные процессы в организме
|
|
1 |
44.42 |
Нормы питания
|
Л.р.№ 12 Определение норм питания. |
1 |
45.43 |
Витамины
|
|
1 |
46.44 |
Строение и функции почек
|
|
1 |
47.45 |
Предупреждение заболевания почек. Питьевой режим |
|
1 |
48.46 |
Значение кожи и ее строение. Нарушение повреждение кожи |
Л.р№13 Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях. |
1 |
49.47 |
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах |
|
1 |
50.48 |
Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии, выделение, кожа» |
|
1 |
51.49 |
Железы внешней, внутренней и смешанной секреций. Роль гормонов в обмене веществ |
|
1 |
52.50 |
Значение, строение и функционирование нервной системы |
|
1 |
53.51 |
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы |
|
1 |
54.52 |
Нейрогормональная регуляция
|
|
1 |
55.53 |
Спинной мозг
|
|
1 |
56.54 |
Головной мозг: Строение и функции
|
|
1 |
57.55 |
Обобщающий урок по теме «Эндокринная и нервная система» |
|
1 |
58.56 |
Как действуют органы чувств и анализаторы |
|
1 |
59.57 |
Органы зрения и зрительный анализатор
|
Л.р№14Изучение изменение размера зрачка. |
1 |
60.58 |
Заболевания и повреждения глаз
|
|
1 |
61.59 |
Орган слуха
|
|
1 |
62.60 |
Орган равновесия, осязания, обоняния, вкуса |
|
1 |
63.61 |
Врожденные и приобретенные формы поведения |
|
1 |
64.62 |
Биологические ритмы. Сон и его значение Динамика работоспособности. Режим дня |
|
1 |
65.63 |
Биологические ритмы. Сон и его значение
|
|
1 |
66.64 |
Особенности высшей нервной системы. Речь. Сознание. Труд. Познавательные интересы |
|
1 |
67.65 |
Половая система человека
|
|
1 |
68.66 |
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем |
|
1 |
69.67 |
О вреде наркогенных веществ
|
|
1 |
70.68 |
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения |
|
1 |
71.69 |
Психологические особенности личности
|
|
1 |
72.70 |
Нормы и правила здорового образа жизни. |
Л.р.№15 Влияние и оценка факторов окружающей среды на здоровье. |
1 |
|
|
|
|
Календарно- тематическое планирование по биологии 9 класс.
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Лабораторные работы |
Количество часов |
|
|
Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии |
|
1 |
|
1.1 |
Биология-наука о живом мире
|
|
1 |
|
|
Раздел 2. Признаки живых организмов |
|
34 |
|
2.1 |
Общие свойства живых организмов
|
|
1 |
|
3.2 |
Многообразие форм живых организмов
|
|
1 |
|
4.3 |
Одноклеточные и многоклеточные организмы
|
|
1 |
|
5.4 |
Разнообразие организации живых объектов |
Л.Р №1 Распознавание органов у растений. Л.р№2Распознавание органов и систем органов у животных. |
1 |
|
6.5 |
Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток |
Л.р. №3Изучение клеток и тканей растений, животных, бактерий на готовых микропрепаратах. |
1 |
|
7.6 |
Химический состав клетки
|
|
1 |
|
8.7 |
Органические вещества клетки. Углеводы и липиды. |
|
1 |
|
9.8 |
Белки и нуклеиновые кислоты. |
|
1 |
|
10.9 |
Строение клетки |
|
1 |
|
11.10 |
Основные органоиды клетки растений и животных |
|
1 |
|
12.11 |
Обмен веществ и энергии в клетке
|
|
1 |
|
13.12 |
Биосинтез белков в клетке
|
|
1 |
|
14.13 |
Биосинтез углеводов- фотосинтез
|
|
1 |
|
15.14 |
Обеспечение клетки энергией
|
|
1 |
|
16.15 |
Обобщающий урок по теме «Основы цитологии» |
|
1 |
|
17.16 |
Типы размножения организмов
|
|
1 |
|
18.17 |
Половое размножение.
|
|
|
|
19.18 |
Деление клетки. Митоз
|
|
1 |
|
20.19 |
Образование половых клеток. Мейоз
|
|
1 |
|
21.20 |
Индивидуальное развитие организмов- онтогенез |
|
1 |
|
22.21 |
Обобщающий урок по теме: «Размножение» |
|
1 |
|
23.22 |
Наука генетика. Основные понятия генетики
|
|
1 |
|
24.23 |
Генетические опыты Г.Менделя
|
|
1 |
|
25.24 |
Моногибридное скрещивание |
|
1 |
|
26.25 |
Дигибридное скрещивание.
|
|
1 |
|
27.26 |
Наследование признаков сцепленных с полом |
|
1 |
|
28.27 |
Наследственные болезни человека
|
|
1 |
|
29.28 |
Наследственная изменчивость |
|
1 |
|
30.29 |
Другие типы изменчивости
|
|
1 |
|
31.30 |
Выявление изменчивости у организмов |
Л.р.№4Выявление изменчивости у организмов |
1 |
|
32.31 |
Генетические основы селекции организмов
|
|
1 |
|
33.32 |
Особенности селекции растений
|
|
1 |
|
34.33 |
Особенности селекции животных
|
|
1 |
|
35.34 |
Обобщение по теме: «Наследственность и изменчивость» |
|
1 |
|
|
Раздел. Многообразие и эволюция живой природы. |
|
12 |
|
36.1 |
Представление о возникновении жизни Современная теория возникновения жизни на земле
|
|
1 |
|
37.2 |
Этапы развития жизни на земле
|
|
1 |
|
38.3 |
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина |
|
1 |
|
39.4 |
Вид, его структура и особенности
|
|
1 |
|
40.5 |
Процесс образования видов- видообразование |
|
1 |
|
41.6 |
Понятие о микроэволюции и макроэволюции
|
|
1 |
|
42.7 |
Многообразие и этапы эволюции растений и животных. |
|
|
|
43.8 |
Основные направления эволюции
|
|
1 |
|
44.9 |
Сохранение биологического разнообразия растений и животных как основа устойчивости биосферы. |
|
1 |
|
45.10 |
Доказательство эволюционного происхождения человека |
|
1 |
|
46.11 |
Этапы эволюции вида. «Человек разумный»
|
|
1 |
|
47.12 |
Обобщение по теме: «Многообразие и эволюция живой природы.» |
|
1 |
|
|
Раздел. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
|
21 |
|
48.1 |
Среды жизни на Земле и экологические факторы среды
|
|
1 |
|
49.2 |
Закономерности действия факторов среды на организм. |
|
1 |
|
50.3 |
Л.р№5 Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе. |
Л.р№5 |
1 |
|
51.4 |
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды |
|
1 |
|
52.5 |
Л.р№6 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. |
Л.р№6 |
1 |
|
53.6 |
Биотические связи в природе |
|
1 |
|
54.7 |
Л.р№7 Выявление типов взаимодействий разных организмов. |
Л.р№7 |
1 |
|
55.8 |
Популяция
|
|
1 |
|
56.9 |
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе |
|
1 |
|
57.10 |
Биогеоценозы, экосистема, биосфера.
|
|
1 |
|
58.11 |
Л.р.№8 Составление цепей питания. |
Л.р№8 |
1 |
|
59.12 |
Особенности агроэкосистем |
|
|
|
60.13 |
Рациональное использование природы и ее охрана. |
|
1 |
|
61.14 |
Последствия деятельности человека на экосистемы. |
Лр.№9 Анализ и оценка последствий деятельности человека на экосистемы. |
1 |
|
62.15 |
Влияние факторов окружающей среды на здоровье. |
|
1 |
|
63.16 |
Экологические проблемы |
Л.р № 10Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье. |
1 |
|
64.17 |
. Смена биогеоценоза. |
|
1 |
|
65.18 |
Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе» |
|
1 |
|
66.19 |
Экскурсия «Экосистема леса своей местности.» |
Л.р№11 Изучение и описание экосистемы своей местности. |
1 |
|
67.20 |
Обобщение по теме «Экология» |
|
1 |
|
68.21 |
Обобщение по курсу: «Общая биология» |
|
1 |
|
Учебно-тематическое планирование 6класс.
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Лабораторные работы. |
Количество часов. |
|
Раздел. 1Система органического мира. |
|
38 |
1.1 |
Наука о растениях- ботаника. Мир растений.
|
|
1 |
2.2 |
Строение растений
|
|
1 |
3.3 |
Семенные и споровые растения на примере растений НСО. |
Л.р№1Семенные и споровые растения. |
1 рег. |
4.4 |
Растения живой организм. |
|
1 |
5.5 |
Условия жизни растений. НСО. Среды жизни растений. |
|
1 рег. |
6.6 |
Экскурсия: Осенние явления в жизни растений. Многообразие растений местной флоры. |
|
1 рег. |
7.7 |
Увеличительные приборы и приготовление микропрепаратов |
|
1 |
8.8 |
Строение растительной клетки. |
Л.р№.2 Рассмотрение строения растительной клетки. |
1 |
9.9 |
Процессы жизнедеятельности клетки.
|
|
1 |
10.10 |
Ткани растений и их виды. |
Л.р№3.Изучение тканей растений и их описание. |
1 |
11.11 |
Обобщение .Клеточное строение растений.
|
|
1 |
12.12 |
Семя и его строение. |
Л.р.№4Строение семян двудольных и однодольных растений |
1 |
13.13 |
Условия прорастания семян их значение. Правила посадки растений с учетом экологических условий Н.С.О. |
|
1 рег. |
14.14 |
Корень, его внешнее строение. |
Л.р.№5 Рассмотрение главного, боковых и придаточных корней. |
1 |
15.15 |
Внутреннее строение корня.
|
|
1 |
16.16 |
Значение корней и их разнообразие на примере местных растений.. |
|
1рег |
17.17 |
Побег. Строение и значение для растений.
|
|
1 |
18.18 |
Почка-зачаточный побег растения.
|
|
1 |
19.19 |
Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение. |
|
1 |
20.20 |
Значение листа в жизни растений. Видоизменение листьев в местной флоре. |
|
1рег. |
21.21 |
Стебель ,его внешнее и внутреннее строение. |
Л.р.№6 Рассмотрение годичных колец на поперечном спиле дерева. |
1 |
22.22 |
Видоизменение подземных побегов на примере растений местной флоры. |
|
1рег. |
23.23 |
Цветок, его строение и значение. |
Л.р.№7 Рассмотрение строения цветка. |
1 |
24.24 |
Цветение и опыление растений произрастающих в Н.С.О. |
|
1рег. |
25.25 |
Плод. Его значение и многообразие форм у растений Н.С.О. |
|
1рег. |
26.26 |
Обобщение .Клеточное строение растений.
|
|
1 |
27.27 |
Экскурсия «Жизнь растений зимой и их приспособленность к местным условиям» |
|
1рег. |
28.28 |
Корневое питание растений.
|
|
1 |
29.29 |
Воздушное питание растений и фотосинтез.
|
Л.р№8 Роль света в жизни растений. |
1 |
30.30 |
Космическая роль зеленых растений.
|
|
1 |
31.31 |
Дыхание растений и обмен веществ.
|
|
1 |
32.32 |
Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений Н.С.О. |
Л.р№9.Роль воды в жизни растений. |
1рег. |
33.33 |
Размножение растений. Оплодотворение. |
|
1 |
34.34 |
Вегетативное размножение растений. |
Л.р№10 .Размножение комнатных растений. |
1 |
35.35 |
Использование вегетативного размножения на примере растений местной флоры. |
|
1рег. |
36.36 |
Рост и развитие растительного организма.
|
|
1 |
37.37 |
Зависимость роста и развития местных растений от условий среды в Н.С.О. |
|
1рег. |
38.38 |
Обобщение. Основные процессы жизнедеятельности. |
|
1 |
|
Раздел 2. Многообразие и эволюция живой природы. |
|
16 |
39.1 |
Классификация растений.
|
|
1 |
40.2 |
Водоросли .Общая характеристика.
|
Л.р№11 Строение водорослей. |
1 |
41.3 |
Многообразие водорослей и их значение в б.г.ц. водоемов Н СО. |
|
1рег |
42.4 |
Отдел Моховидные. Общая характеристика .Их значение в жизни экосистем НСО. |
Л.р.№12 Внешнее строение мхов. |
1рег. |
43.5 |
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение их в экосистемах НСО. |
Л.р№13 .Внешнее строение папоротников. |
1рег. |
44.6 |
Отдел Голосеменные. |
Л.р№14.Внешнее строение голосеменных и их многообразие. |
1 |
45.7 |
Общая характеристика и значение голосеменных, произрастающих в НСО. |
|
1рег. |
46.8 |
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. |
|
1 |
47.9 |
Семейства класса Двудольных на примере представителей местной флоры. |
Л.р№15 Определение растений по определителю. |
1рег. |
48.10 |
Семейства Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Пасленовые. Разнообразие растений произрастающих в НСО. |
|
1рег. |
49.11 |
Семейства класса Однодольные растения . Значение злаков местной флоры. |
|
1рег. |
50.12 |
Обобщение. Основные отделы царства Растений. |
Л.р№16Распознавание растений своей местности. |
1рег. |
51.13 |
Понятие об эволюции растительного мира.
|
|
1 |
52.14 |
Эволюция высших растений.
|
|
1 |
53.15 |
Многообразие и происхождение культурных растений. Местные растения огорода. |
|
1рег. |
54.16 |
Дары старого и нового света. Растения агроэкосистем области. |
Л.р№17 Распознавание важнейших с/х культур. |
1рег. |
|
Раздел 1. Система органического мира. |
|
6 |
55.1 |
Бактерии. Общая характеристика и значение. |
|
|
56.2 |
Многообразие бактерий Значение бактерий .Бактериальные болезни у местных растений и животных |
|
1рег. |
57.3 |
Царство Грибы. Общая характеристика.
|
|
1 |
58.4 |
Плесневые грибы. |
Л.р№18 .Изучение строения плесневых грибов. |
1 |
59.5 |
Многообразие и значение грибов на примере грибов в Н.С.О. |
Л.р№19 Распознавание ядовитых и съедобных грибов. |
1рег. |
60.6 |
Лишайники. Общая характеристика, строение, их многообразие в НСО. |
|
1рег |
|
Раздел 4. Взаимосвязи организмов и окружающая среда. |
|
10 |
61.1 |
Понятие о природном сообществе, биоценозе, экосистеме. Разнообразие б.г.ц. Н.С.О. |
|
1рег. |
62.2 |
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе местной флоры. |
|
1рег |
63.3 |
Смена природных сообществ на примере окрестных экосистем села Верх-Ича. |
|
1рег |
64.4 |
Многообразие природных сообществ. Растения луга местной флоры. |
|
1рег. |
65.5 |
Растения болот местной флоры.
|
|
1рег. |
66.6 |
Растения леса местной флоры.
|
|
1рег. |
67.7 |
Влияние растительного сообщества на окружающую среду |
|
1 |
68.8 |
Роль человека в природе. Описание редких и охраняемых растений в Н.С.О. |
|
1рег. |
69.9 |
Экскурсия «Весна в жизни растений на примере местной экосистемы.» |
|
1рег. |
70.10 |
Экскурсия на пришкольный участок «Способы размножения растений и распространения плодов и семян.» |
|
1рег. |
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.