Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская средняя общеобразовательная школа»







ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ

Верх-Ичинской СОШ Верх-Ичинской СОШ

протокол от 28 августа 2013 г. ________Н.М. Томилова

1 28 августа 2013 г.







Рабочая программа

среднего общего образования

по литературе









Составитель:

Рыбина Анастасия Петровна,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории











с. Верх-Ича

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для третьей ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)

В соответствии с образовательной программой МКОУ Верх-Ичинской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне и ориентирована на учащихся 10-11 классов. Изучение литературы в данных классах осуществляется за счёт часов федерального компонента учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:

10 класс – 108 часов (3 часа в неделю);

11 класс – 102 часов (3 часа в неделю).


Количество часов, отведённых на развитие речи


Класс

Количество часов по развитию речи

10

18

11

18



Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;

- овладеть комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом.


Цели и задачи рабочей программы поставлены с учётом целей и задач образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.

Резервные часы по программе распределены следующим образом (30 часов):

- в 10 классе: 10 часов добавлено на развитие речи; по 1 часу на изучение творчества Гончарова, Тургенева, Некрасова, Достоевского; по 2 часа – на изучение творчества Толстого и Чехова;


- в 11 классе: 10 часов на литературу первой половины XX века; 2 часа на литературу второй половины XX века.


Для достижения поставленных целей и задач используется основная форма организации учебного процесса - урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок проверки знаний (контрольная, самостоятельная, тестовая работы), урок развития речи (сочинения). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются такие принципы, как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и внеурочной деятельности используются метод проектов и научно-исследовательский подход.


Оценка качества образования производится по пятибалльной системе.


Критерии оценивания


Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

Оценка «4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

Оценка «3» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

Оценка «2» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка сочинений и изложений


Оценка «5»: может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.
Оценка «4»: ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.
Оценка «3»: ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.
Оценка «2»: ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.


Для реализации программы используется учебник, включённый в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ от 19 декабря 2012 г. № 1067):


1. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011.


2. Литература (русская литература XX века). 11 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – 13-е изд., стереотип. – М.; Дрофа, 2008.


Итог реализации программы в 10-11 классах осуществляется в форме итоговой контрольной работы или тестирования.


В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков XIX-XX вв.;

- изученные теоретико-литературные понятия.

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).











СОДЕРЖАНИЕ

(210ч)


Литература XIX века (90ч)


Введение (1ч)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (10ч)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1ч)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин (4ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины XIX века (79ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1ч)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский (6ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”1.

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (2ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

И. А. Гончаров (5ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

И. С. Тургенев (8ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

А. К. Толстой (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Тупейный художник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета рассказа. Тема крепостного права и барского зверства. Тема трагической судьбы крепостного человека. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. А. Некрасов (5ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

К. Хетагуров (1ч)

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ф. М. Достоевский (10ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Л. Н. Толстой (18ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов (10ч+2ч р/р)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1ч)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1ч)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1ч)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1ч)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.


Литература XX века (90ч)

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века (70 час)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А. И. Куприн (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (5 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (8 час)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия (1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.

А. А. Блок (7 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

М. И. Цветаева (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Б. Л. Пастернак (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (6 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А. П. Платонов (2 час)

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов (6 час)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

Литература второй половины XX века (19 час)

Обзор русской литературы второй половины XX века (2 час)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Р. Гамзатов (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

И. А. Бродский (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов (1 час)

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.


Итого в X - XI классе 180 ч. Резерв времени 30 ч.

















Распределение содержания учебного курса «Литература» на 3 ступени образования по классам обучения (10-11 классы)



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Введение

1ч.

1ч.

2

Литература первой половины XIX века

12ч.


3

Литература второй половины XIX века

95ч.


4

Литература первой половины XX века


82ч.

5

Литература второй половины XX века



19ч.


Всего:

108ч.

102ч.









































Календарно-тематическое планирование

по литературе в 10 классе


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Введение

1ч.

1/1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1ч.


Литература первой половины XIX века

12ч.


Обзор русской литературы первой половины XIX века

1ч.

2/1

Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века

1ч.


Творчество А.С. Пушкина

4ч.

3/1

Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики

1ч.

4/2

«Вечные» темы в творчестве Пушкина

1ч.

5/3

Лирический герой и духовный мир человека в стихотворениях А.С. Пушкина

1ч.

6/4

Конфликт личности и государства в поэме «Медный всадник»

1ч.


Творчество М.Ю. Лермонтова

2ч.

7/1

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта

1ч.

8/2

Основные темы и мотивы лирики. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова

1ч.


Творчество Н.В. Гоголя

3ч.+2ч. р/р

9/1

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

1ч.

10/2

Образ города в повести «Невский проспект». Соотношение мечты и действительности

1ч.

11/3

Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры

1ч.

12/4

Р/р Подготовка к написанию сочинения

1ч.

13/5

Р/р Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века

1ч.


Литература второй половины XIX века

95ч.


Обзор русской литературы первой половины XIX века

1ч.

14/1

Основные тенденции в развитии реалистической литературы во второй половине XIX века

1ч.


Творчество А.Н. Островского

6ч.+2ч. р/р

15/1

А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Этапы биографии и творчества

1ч.

16/2

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия

1ч.

17/3

Изображение жестоких нравов «темного царства». Город Калинов и его обитатели

1ч.

18/4

Катерина в системе образов. Душевная трагедия Катерины, её борьба за свои человеческие права

1ч.

19/5

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния

1ч.

20/6

Смысл названия и символика пьесы

1ч.

21/7

Р/р Подготовка к написанию сочинения по драме А.Н. Островского «Гроза»


22/8

Р/р Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

1ч.


Творчество Ф.И. Тютчева

3ч.

23/1

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева

1ч.

24/2

Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики

1ч.

25/3

Художественное своеобразие поэзии Тютчева

1ч.


Творчество А.А. Фета

2ч.+2ч. р/р

26/1

Жизнь и творчество А.А. Фета

1ч.

27/2

«Вечные» темы в творчестве А.А. Фета. Художественное своеобразие лирики

1ч.

28/3

Р/р Подготовка к написанию сочинения по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1ч.

29/4

Р/р Сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1ч.


Творчество А.Н. Гончарова

5ч.+2ч. р/р

30/1

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова

1ч.

31/2

Система образов романа «Обломов». Образ главного героя. Петербургская «обломовщина»

1ч.

32/3

Прием антитезы в романе «Обломов»

1ч.

33/4

Тема любви в романе

1ч.

34/5

Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе

1ч.

35/6

Р/р Подготовка к написанию сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1ч.

36/7

Р/р Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1ч.


Творчество И.С. Тургенева

8ч.+2ч. р/р

37/1

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева

1ч.

38/2

Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман

1ч.

39/3

Сюжет, композиция, система образов романа

1ч.

40/4

Черты личности, мировоззрение Евгения Базарова

1ч.

41/5

Взаимоотношения Базарова с родителями и братьями Кирсановыми

1ч.

42/6

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта

1ч.

43/7

Авторская позиция и способы ее выражения

1ч.

44/8

Смысл названия романа «Отцы и дети»

1ч.

45/9

Р/р Подготовка к написанию сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1ч.

46/10

Р/р Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1ч.


Творчество А.К. Толстого

2ч.

47/1

Жизнь и творчество А.К. Толстого. Своеобразие художественного мира поэта

1ч.

48/2

Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого

1ч.


Творчество Н.С. Лескова

2ч.

49/1

Художественный мир произведений Н.С. Лескова

1ч.

50/2

Судьбы крепостных людей в изображении Н.С. Лескова. Рассказ «Тупейный художник»

1ч.


Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

2ч.

51/1

Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина

1ч.

52/2

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа в «Истории одного города»

1ч.


Творчество Н.А. Некрасова

5ч.+2ч. р/р

53/1

Н.А. Некрасов. Биографическая и творческая справка

1ч.

54/2

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы

1ч.

55/3

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», её сюжет и жанровое своеобразие

1ч.

56/4

Система образов поэмы. Образы правдоискателей. Народное представление о счастье

1ч.

57/5

Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны

1ч.

58/6

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству Н.А. Некрасова

1ч.

59/7

Р/р Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1ч.


Творчество К. Хетагурова

1ч.

60/1

Близость творчества К. Хетагурова и поэзии Н. А. Некрасова

1ч.


Творчество Ф.М. Достоевского

10ч.+2ч. р/р

61/1

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

1ч.

62/2

Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение. Особенности сюжета и композиции

1ч.

63/3

Проблематика и система образов романа

1ч.

64/4

Теория Раскольникова и ее развенчание

1ч.

65/5

Раскольников и его «двойники»

1ч.

66/6

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора

1ч.

67/7

Приемы создания образа Петербурга

1ч.

68/8

Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция в романе

1ч.

69/9

Роль внутренних монологов и снов героев в романе «Преступление и наказание»

1ч.

70/10

Смысл названия романа Достоевского «Преступление и наказание»

1ч.

71/11

Р/р Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1ч.

72/12

Р/р Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1ч.


Творчество Л.Н. Толстого

18ч. + 2ч. р/р

73/1

По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель

1ч.

74/2

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: проблематика, образы, жанр

1ч.

75/3

Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием

1ч.

76/4

Роман «Война и мир». Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер»

1ч.

77/5

Именины у Ростовых. Лысые горы

1ч.

78/6

Изображение войны в романе

1ч.

79/7

Поиски плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского

1ч.

80/8

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

1ч.

81/9

Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских

1ч.

82/10

Семья в романе Толстого «Война и мир»

1ч.

83/11

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе

1ч.

84/12

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»

1ч.

85/13

«Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

1ч.

86/14

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1ч.

87/15

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого

1ч.

88/16

Приемы изображения душевного мира героев

1ч.

89/17

Эпилог романа

1ч.

90/18

Смысл названия и поэтика романа-эпопеи

1ч.

91/19

Р/р Подготовка к написанию сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1ч.

92/20

Р/р Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

1ч.


Творчество А.П. Чехова

10ч.+2ч. р/р

93/1

Жизнь и творчество А.П. Чехова

1ч.

94/2

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов

1ч.

95/3

Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии» А.П. Чехова

1ч.

96/4

Образ «человека в футляре» в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

1ч.

97/5

Тема «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова

1ч.

98/6

Особенности сюжета и конфликта в пьесе «Вишнёвый сад»

1ч.

99/7

Действующие лица и авторское отношение к ним

1ч.

100/8

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад»

1ч.

101/9

Символический смысл образа вишневого сада

1ч.

102/10

Роль авторских ремарок в пьесе

1ч.

103/11

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.П. Чехова

1ч.

104/12

Р/р Сочинение по творчеству А.П. Чехова

1ч.


Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

1ч.

105/1

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века

1ч.


Г. де Мопассан

1ч.

106/1

Сюжет и композиция новеллы Ги де Мопассана «Ожерелье»

1ч.


Г. Ибсен

1ч.

107/1

Особенности конфликта в драме Генриха Ибсена «Кукольный дом»

1ч.


А. Рембо

1ч.

108/1

Символические образы в стихотворении Артюра Рембо «Пьяный корабль»

1ч.













































Календарно-тематическое планирование

по литературе в 11 классе


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Введение

1ч.

1/1

Русская литература XX века в контексте мировой культуры

1ч.


Литература первой половины XX века (82ч.)

66ч.+16ч. р/р


Обзор русской литературы первой половины XX века

1ч.

2/1

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ веков

1ч.


Творчество И.А. Бунина

4ч. +2ч. р/р

3/1

Жизнь и творчество И.А. Бунина. Пейзажная лирика поэта

1ч.

4/2

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1ч.

5/3

Любовная тематика в творчестве Бунина. Рассказ «Чистый понедельник»

1ч.

6/4

Тема памяти и угасания "дворянских гнезд" в рассказах «Антоновские яблоки» и «Тёмные аллеи»

1ч.

7/5

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству И.А. Бунина

1ч.

8/6

Р/р Сочинение по творчеству И.А. Бунина

1ч.


Творчество А.И. Куприна

2ч.

9/1

Жизнь и творчество А.И. Куприна

1ч.

10/2

Утверждение любви как высшей ценности в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1ч.


Творчество М. Горького

5ч.+2ч. р/р

11/1

Жизнь и творчество М. Горького. Романтизм ранних рассказов Горького

1ч.

12/2

Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль»

1ч.

13/3

Пьеса «На дне» как социально-философская драма

1ч.

14/4

Система образов пьесы. Споры о человеке в пьесе

1ч.

15/5

Смысл названия пьесы

1ч.

16/6

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству М. Горького

1ч.

17/7

Р/р Сочинение по творчеству М. Горького

1ч.


Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX веков

8ч. +2ч. р/р


Символизм. Творчество В.Я. Брюсова

1ч.

18/1

Истоки русского символизма. Культ формы в лирике В.Я. Брюсова

1ч.


Творчество К. Д. Бальмонта

1ч.

19/2

Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта

1ч.


Творчество А. Белого

1ч.

20/3

Тема родины, боль и тревога за судьбы России в лирике А. Белого

1ч.


Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилёва

1ч.

21/4

Истоки акмеизма. Своеобразие лирических сюжетов Н.С. Гумилёва

1ч.


Футуризм

1ч.

22/5

Манифесты футуризма. Группы футуристов: эгофутуристы, кубофутуристы, "Центрифуга"

1ч.


Творчество И. Северянина

1ч.

23/6

Оригинальность словотворчества Игоря Северянина

1ч.


Творчество В.В. Хлебникова

1ч.

24/7

Художественный мир поэзии В.В. Хлебникова

1ч.


Крестьянская поэзия. Творчество Н.А. Клюева

1ч.

25/8

Крестьянская тематика в творчестве Н.А. Клюева

1ч.

26/9

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ веков

1ч.

27/10

Р/р Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ веков

1ч.


Творчество А.А. Блока

7ч.+2ч. р/р

28/1

Жизнь и творчество А.А. Блока

1ч.

29/2

Мотивы, образы и символы в поэзии А.А. Блока

1ч.

30/3

Романтический мир раннего Блока. Образ Прекрасной Дамы

1ч.

31/4

Тема Родины в творчестве А. Блока

1ч.

32/5

История создания поэмы «Двенадцать»

1ч.

33/6

Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции

1ч.

34/7

Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы

1ч.

35/8

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.А. Блока

1ч.

36/9

Р/р Сочинение по творчеству А.А. Блока

1ч.


Творчество В.В. Маяковского

5ч.

37/1

Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Маяковский и футуризм

1ч.

38/2

Дух бунтарства в ранней лирике поэта

1ч.

39/3

Новаторство Маяковского

1ч.

40/4

Особенности любовной лирики Маяковского

1ч.

41/5

Сатирические образы в творчестве Маяковского

1ч.


Творчество С.А. Есенина

5ч.+2ч. р/р

42/1

Жизнь и творчество С.А. Есенина

1ч.

43/2

Крестьянская тематика в творчестве С.А. Есенина

1ч.

44/3

Образность и цветопись в лирике Есенина

1ч.

45/4

Тема родины в поэзии Сергея Есенина

1ч.

46/5

Светлое и трагическое в поэзии С. Есенина

1ч.

47/6

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина

1ч.

48/7

Р/р Сочинение по творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина

1ч.


Творчество М.И. Цветаевой

3ч.

49/1

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Основные темы творчества

1ч.

50/2

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике М. Цветаевой

1ч.

51/3

Поэзия Марины Цветаевой как напряженный монолог-исповедь

1ч.


Творчество О.Э. Мандельштама

3ч.

52/1

Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама

1ч.

53/2

Историзм поэтического мышления О. Мандельштама

1ч.

54/3

Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама

1ч.


Творчество А.А. Ахматовой

5ч.+2ч. р/р

55/1

Жизнь и творчество А.А. Ахматовой

1ч.

56/2

Темы любви и искусства в лирике Анны Ахматовой

1ч.

57/3

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой

1ч.

58/4

Поэма А. Ахматовой «Реквием»: смысл названия, отражение личной трагедии и народного горя

1ч.

59/5

Особенности жанра и композиции поэмы «Реквием»

1ч.

60/6

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.А. Ахматовой

1ч.

61/7

Р/р Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой

1ч.


Творчество Б.Л. Пастернака

4ч.

62/1

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака

1ч.

63/2

Темы поэта и поэзии, человека и природы в лирике Б. Пастернака

1ч.

64/3

История создания романа «Доктор Живаго»

1ч.

65/4

Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа

1ч.


Творчество М.А. Булгакова

6ч.+2ч. р/р

66/1

Жизнь и творчество М.А. Булгакова

1ч.

67/2

Своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита»

1ч.

68/3

Сочетание реальности и фантастики в романе М. Булгакова

1ч.

69/4

Проблема нравственного выбора в романе

1ч.

70/5

Изображение любви как высшей духовной ценности

1ч.

71/6

Проблема творчества и судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита»

1ч.

72/7

Р/р Подготовка к написанию сочинения по творчеству М.А. Булгакова

1ч.

73/8

Р/р Сочинение по творчеству М.А. Булгакова

1ч.


Творчество А.П. Платонова

2ч.

74/1

Жизнь и творчество А.П. Платонова

1ч.

75/2

Характерные черты времени в рассказе «Усомнившийся Макар»

1ч.


Творчество М.А. Шолохова

6ч.+2ч. р/р

76/1

Жизнь и творчество М.А. Шолохова

1ч.

77/2

История создания романа «Тихий Дон»

1ч.

78/3

Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества

1ч.

79/4

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни

1ч.

80/5

Женские образы в романе

1ч.

81/6

«Чудовищная нелепица войны» в изображении М. Шолохова

1ч.

82/7

Р/р Подготовка к написанию сочинения по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»

1ч.

83/8

Р/р Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»

1ч.


Литература второй половины XX века (19ч.)

17ч.+2ч. р/р


Обзор русской литературы второй половины XX века

2ч.

84/1

ВОВ и её осмысление в литературе второй половины XX века

1ч.

85/2

Новое понимание русской истории

1ч.


Творчество А.Т. Твардовского

2ч.

86/3

Жизнь и творчество А.Т. Твардовского

1ч.

87/4

Тема памяти в лирике Твардовского

1ч.


Творчество В.Т. Шаламова

2ч.

88/5

Жизнь и творчество В.Т. Шаламова

1ч.

89/6

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в книге «Колымские рассказы»

1ч.


Творчество А.И. Солженицына

2ч.

90/7

Жизнь и творчество А.И. Солженицына

1ч.

91/8

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

1ч.


Творчество В.М. Шукшина

1ч.

92/9

Особенности повествовательной манеры В.М. Шукшина

1ч.


Творчество В.В. Быкова

1ч.

93/10

Нравственная проблематика в повести В.В. Быкова «Сотников»

1ч.


Творчество В.Г. Распутина

1ч.

94/11

Проблематика повести В.Г. Распутина «Последний срок»

1ч.


Творчество Н.М. Рубцова

1ч.

95/12

Своеобразие художественного мира Н.М. Рубцова

1ч.


Творчество Р. Гамзатова

1ч.

96/13

Проникновенное звучание темы родины в лирике Р. Гамзатова

1ч.


Творчество И.А. Бродского

1ч.

97/14

Своеобразие поэтического мышления и языка И.А. Бродского

1ч.


Творчество Б.Ш. Окуджавы

1ч.

98/15

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Творчество Б.Ш. Окуджавы

1ч.


Творчество А.В. Вампилова

1ч.

99/16

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»

1ч.


Обзор литературы последнего десятилетия

1ч.

100/17

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

1ч.

101/18

Р/р Подготовка к написанию сочинения по русской литературе второй половины ХХ века

1ч.

102/19

Р/р Сочинение по русской литературе второй половины ХХ века

1ч.




Литература


1. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан. – 3-е изд. Стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.


2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. II полугодие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2006.

4. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. I полугодие. - М.: «ВАКО», 2002.

5. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. II полугодие. - М.: «ВАКО», 2002

6. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, 1-ое полугодие. – М.: «ВАКО», 2002.


7. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, 2-ое полугодие. – М.: «ВАКО», 2003.


8. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. – 3-е изд., исправленное и переработанное. – М.: «ВАКО», 2006.


9. Литература. 10 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. XIX век. 10 класс». Ч. II / авт.-сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2007.


10. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011.


11. Литература (русская литература XX века). 11 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – 13-е изд., стереотип. – М.; Дрофа, 2008.



.



1